Источник

Кассиан Сакович

Кассиан (в мире Каллист) Сакович, бывший ректор Киевской Академии (Киево-братской школы 1620–1624 гг.), родился около 1578 г. в Подтеличе и был сын православного русского священника. В детстве с ним произошло маленькое несчастье, давшее впоследствии его противникам обильную пищу для насмешек над ним: свинья отгрызла ему ухо. Кассиан Сакович получил образование в Академиях – Замойской и Краковской. По окончании образования, некоторое время он жил при доме униатского перемышльского. епископа Афанасия Крупецкого, причем вел жизнь, – по свидетельствам противников его, – веселую, буйную и развратную. В 1620 г. Кассиан Сакович, после принятия монашества, сделался ректором Киево-братской школы, родоначальницы киевской Духовной Академии. В первой половине 1624 г. Кассиан Сакович., по просьбе известного западнорусского патриота и ревнителя православия Лаврентия Древинского, переселился в Люблин, где в течение одного года исполнял обязанности проповедника при местном православном братстве. Недовольство люблинскими братчиками, а с другой стороны, щедрые обещания брацлавского воеводы кн. Адама Заславского побудили К. С. сблизиться с латино-униатами. Прослушав в течение года богословские лекции у доминикан в Люблине, Кассиан Сакович удалился в Краков. Ему было обещано архимандричье место в богатом Дубенском монастыре, находившемся в ведении униатов и под патронатством князя Заславского. Это побудило его переменить православие на унию, в которой он затем пребывал около 15 лет. По убеждению в неправоте унии, как объясняет сам Кассиан Сакович, или по принуждению, вследствие крайне неодобрительного поведения, совершенно скомпрометировавшего его в глазах униатов, он и оставил богатую Дубенскую архимандрию. После того Кассиан Сакович, – по свидетельствам униатских писателей, – начал, как второй Каин, слоняться по разным местам – по Дерманям, Холмам, Владимирам, Люблину, Супраслю, Вильно и др. В 1641 г. в Луцке во время бывшего здесь католического собора Кассиан Сакович отрекся от унии и принял католичество. Не особенно доверяя Кассиану Саковичу, католики потребовали от него подписки в том, что он вновь не перейдет в унию. Свою бурную жизнь Кассиан Сакович закончил в Кракове в 1647 г., не нашедши, по-видимому, удовлетворения своей беспокойной и мятущейся совести и в католичестве. Особенную известность Кассиан Сакович приобрел своими многочисленными полемическими сочинениями, которые, – кроме чисто литературного, – представляют весьма важный и исторический интерес. Некоторые из них и сами по себе и особенно в предисловиях к ним бросают яркий свет на многие важные события и на разные стороны жизни западнорусской православной и униатской церкви за время жизни и литературной деятельности Кассиана Саковича. Особенно замечательны из этих сочинений следующие: 1) Problemata abo pytania polskie о przyrodzeniu lndzkim (1620 г.); 2) Верше на жалобный погреб зацнаго рыцера Петра Канашевича Сагайдачнаго и Материя для учинения подякованя при погребе якого зацного чловека (изд. 1622 г.); 3) Traktat о duszy (1625 г.); 4) Desiderosns… (1625 г.); 5) Kalendarz stary… ; (1640 г.); 6) ᾿Επανο’ρθωσις albo Perspectiwa… (1642 г.); 7) Okolary kalendarzowi staremu… (1644г.) и 8) Рукописные критические замечания К. С., сделанные на полях принадлежавшего ему экземпляра полемического южнорусского сочинения: Λι’θος ’a albo Каmien’ia (изд. 1644 г.), написанного в опровержение его «Перспективы».

Протоиерей Ф. Титов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle