Источник

Касицын

Касицын Димитрий Феодорович, протоиерей, заслуженный профессор Московской Духовной Академии, редактор-издатель журнала «Душеполезное Чтение». Д. Ф Касицын родился (вероятно) 1 января 1840 г. Протоиерей К. – сын диакона с. Казанова, Рузского у., Московской губ.; первоначальное и среднее образование получил в духовном училище при Саввино-Сторожевском монастыре и в Вифанской Духовной Семинарии, где был с 1854 по 1860 г.; высшее – в Московской Духовной Академии. Окончив в последней курс наук по 1-му разряду, в 1864 г., он был определен в Вифанскую Духовную Семинарию преподавателем сначала патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Д. Ф. был возведен в степень магистра богословия и перемещен на должность бакалавра Московской Духовной Академии по кафедре истории западной церкви; с 1869 г. преподавал в Академии новую церковную историю; в 1873 г. избран и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1875 г. К. был командирован за границу сроком от 15 июня 1875 г. по 15 августа 1876 г. для изучения на месте религиозной жизни западных государств. С преобразованием Академии в 1884 г. ему поручено было преподавание историк и разбора западных исповеданий. Как профессор, Д. Ф. за все время преподавания пользовался любовью слушателей-студентов, всегда обильно собиравшихся в его аудиторию: это вызывалось, с одной стороны, интересными, оригинальными лекциями, которые Д. Ф. не читал по тетради, боясь утомить внимание студентов, но говорил и даже импровизировал, с другой – его неизменно теплым и искренно-доброжелательным отношением к студентам, весьма многие из которых продолжали и по окончании курса бывать у Д. Ф. в доме и сохранили с ним непрерываемую связь до самой его смерти. Один из учеников Д. Ф. так отзывается о нем, как о лекторе: «Говорил он так, как будто бы и для него самого то, что он сообщал, было новостью, внезапно его озарившею, вследствие чего от его лекций всегда веяло свежестью, жизнью, личною убежденностью оратора в непреложной истинности сообщаемого… Я слыхал потом многих ораторов – и русских и иностранных, и французов и немцев. Между ними были в своем роде замечательные. Но Д. Ф. остается среди них оригинальным. Это своего рода – unicum» (статья: Д. Ф. Касицын, как профессор и ученый: «Душеп. Чтение» 1902 г., № 12, и отд. оттиск: Памяти проф.-прот. Д. Ф. Касицына, Москва 1902 г., стр. 25–26). Другой, хорошо знавший Д. Ф., так характеризует его, как профессора по кафедре истории и разбора западных исповеданий (см. Из академической жизни в «Богосл. Вестнике» 1902 г. № 4, стр. 758): «Д. Ф. никогда не был злостным обличителем различных религиозных реформаторов Запада, кто бы они ни были и что бы они ни проповедовали. Никогда он не смотрел на западные исповедания, как на одну только какую-то сплошную тьму, вечную ошибку и непоправимое заблуждение. В его лекциях реформаторы не являлись пред нами какими-то обманщиками, проходимцами, своего рода мошенниками. Он всегда умел указать в их деятельности весьма светлые симпатичные стороны, достойные всякого внимания. Немало светлых сторон указывал он и в западных исповеданиях. Мало того, самые недочеты в том или другом западном вероучении в его изложении являлись скорее печальными ошибками ума, немощной воли человеческой, стремившейся к добру и делавшей вместо добра зло, чем какими-либо другими злонамеренными соображениями. И невольно в душе слушателя возникало скорее чувство сожаления по отношению к известному реформатору, чем чувство осуждения его или глумления над ним». (Вообще же по своим убеждениям и чувствам о. Д. Ф. Касицын всегда был человеком строгой ортодоксальности и в этом смысле больше «снисходил» к католичеству, чем к протестантству с его разветвлениями и порождениями, где утрачены существенные свойства Церкви и потому нет действительной церковности. В этом своем воззрении о. Д. Ф. К. был тверд и последователен до конца дней.

В 1889 г., резолюцией митроп. Иоанникия от 20 августа, Д. Ф. был определен священником московской Николаевской, что в Толмачах, церкви, на место своего тестя, прот. Василия Петровича Нечаева, который, лишившись супруги, принял иночество с именем Виссариона и вскоре же получил епископский сан (еп. Костромской). Одновременно с этим от последнего перешел к его зятю и журнал «Душеполезное Чтение», и указом Св. Синода от 20 ноября 1889 г. о. Касицын был утвержден в звании редактора-издателя. Приняв на себя новые многосложные обязанности по приходу и журналу уже в преклонном возрасте, он, однако, еще в течение 2 лет продолжал свою профессорскую службу в Московской Академии, а с 1890 г., избранный членом московского городского училищного совета, ревностно занимался также делом народного образования в Москве. В 1890 г. о. К. награжден камилавкой; в 1892 г. избран в действительные члены общества любителей духовного просвещения, возведен в сан протоиерея, утвержден в звании заслуженного профессора московской Академии и награжден золотым наперсным крестом.

Как священник, о. К. отличался строгим отношением к своим пастырским обязанностям, всегда истово, с благоговением совершая богослужения и требы, особенно же дело исповедования своих духовных детей. Он много сделал для умственного и нравственного блага своих прихожан. Так он открыл в приходе отдел Елизаветинского благотворительная общества; основал церковно-приходское попечительство; был одним из усердных членов-строителей местной церковно-приходской школы и (благодаря гг. братьям Лосевым, купившим библиотеку преосв. Феофана затворника и давшим для нее даровое помещение) открыл бесплатную библиотеку-читальню, куда пожертвовал значительное число собственных книг.

В течение 12 лет состоя во главе журнала «Душеполезное Чтение», он придал своему изданию живость и разнообразие и так хорошо поставил его, что «Душеполезное Чтение» сделалось самым распространенным духовным журналом в России.

Как человек, прот. К. отличался высокой религиозной настроенностью, которая особенно сказалась при его кончине. Последняя была поистине замечательна. Трогательное описание ее можно читать в февральской кн. «Душеп. Чтения» за .1902 г. (стр. 195–198).

Прот. Д. Ф. Касицын скончался почти 62 л. от роду, в ночь на 3 декабря 1901 г. и погребен 7 декабря на Даниловском кладбище, в Москве, где он сам приготовил себе заранее могилу.

Перу о. прот. Д. Ф. Касицына принадлежат сочинения: Раскол первых веков христианства: монтанизм, новацианство, донатизм и влияние их на раскрытие учения о церкви («Прибавление к Твор. свв. отцов в русском переводе», 1889 г., ч. 43 и отдельно), актовая академическая речь о Лютере по поводу 400-летнего юбилея (там же 1885 г. и в сборнике, стр. 207 сл.) и статьи в «Русском Вестнике»: Воскресенье в Берлине (февраль 1876 г.), Из дорожных наблюдений от Берлина до Рима (апрель 1876 г.), Из наблюдений в Риме (февраль. 1877 г.). К. долго сотрудничал в «Московских Ведомостях» (особенно до принятия священного сана, преимущественно при М. Н. Каткове), руководя всеми «духовными» вопросами, хотя работал и по многим другим предметам, а равно поместил много статей, обыкновенно не подписывая своего имени, на страницах «Душеполезного Чтения». Часть из них (числом 40) вошла в посмертный «Сборник статей протоиерея Д. Ф. Касицына», Москва 1902 (225 стр.).

Свящ. Н. П-в.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle