Источник

Килиан

Килиан (Kilian, Killena), миссионер и мученик VII столетия, родился в Ирландии от благородных родителей, был воспитан в благочестии; с юности усердно упражнялся в чтении Свящ. Писания. Быть может, он еще на своей родине, в Ирландии, был местным епископом и вместе с тем начальником монастыря и школы. Решившись всецело посвятить себя проповеданию Евангелия Христова среди неверующих, Килиан (вместе с несколькими своими единомышленниками, из коих наиболее замечателен пресвитер Колонат) навсегда покинул свое отечество и постепенно дошел до Вюрцбурга на Майне, принадлежавшего к герцогству тюрингенскому. Этою областью в то время управлял герцог Годберт, сын Гетана, внук Радульфа, которого король Догоберт поставил герцогом тюрингенским. Как герцог, так и его народ, по представлению житий Килиана (о них см. ниже), пребывали еще в то время в язычестве. Килиан и его спутники решили отправиться в Рим, чтобы испросить там у папы разрешения открыть в Тюрингии свою миссионерскую деятельность среди язычников. Папа Конон очень ласково принял пилигримов и разрешил им проповедовать Евангелие в Тюрингии (причем посвятил Килиана во епископа, если только он уже ранее не носил этого сана).

По возвращении из Рима Килиан, вместе с пресвитером Колонатом и диаконом Тотнаном, пришли снова в Вюрцбург и здесь проповедовали слово Божие. Эта проповедь была благотворна, и сам герцог, со многими своими подданными, принял крещение. Но герцог, по древнему обычаю германских племен, был женат на вдове своего брата. Килиан указывал герцогу, принявшему христианство, на несовместимость этого брака с христианским учением. Герцог под влиянием проповеди Килиана склонялся было к решению разойтись со своею любимою супругой, но эта последняя, пользуясь отсутствием своего мужа, 8 июля 689 года приказала умертвить Килиана и его спутников, причем крест, Евангелие и епископские одежды Килиана были зарыты, вместе с телами мучеников, в землю на месте совершения этого злодеяния. По сказанию памятников, кара Божия постигла вскоре и герцогиню и других участников в исполнении ее злого умысла против служителей Христовых. Годберт остался христианином, равно как и его сын и преемник Гедан IІ.

Вообще деятельность Килиана в Тюрингии не осталась тщетной: христианство в Тюрингии, благодаря ему, получило свое твердое начало, хотя еще далеко не сразу окончательно упрочилось там. Впоследствии, в 743 г., епископ Бурхард извлек тела Килиана и его спутников из земли и поместил их в церкви в Мариенберге; в 746 г. останки их снова были перенесены на место мученической кончины, а 752 г. они были уже окончательно помещены в Мюнстере, в храме Спасителя. Евангелие, принадлежавшее св. Килиану, находится теперь в библиотеке Вюрцбургского Университета.

Новейшая критика относится скептически ко многим подробностям (изложенного нами в основных чертах) предания, которого неизменно доселе держатся католики. Протестантские ученые полагают, что в этом предании перемешаны черты более раннего и более позднего времени и потому отодвигают время жизни Килиана к IX-X столетиям. Вполне достоверным зерном предания они считают только тот факт, что кельтский епископ, по имени Килиан, с несколькими единомышленниками принял насильственную смерть в Вюрцбурге.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle