Источник

Кельсиев

Кельсиев, Василий Иванович (род. 1835 г. †2 окт. 1872 г.), русский эмигрант, временный единомышленник и сотрудник Герцена, политический агитатор среди русских раскольников, издатель официальных «сведений» и правительственных постановлений о расколе. Обучался, в качестве пансионера российско-американской компании, в Петербургском коммерческом училище; потом, в течение двух лет, в Петербургском Университете на факультете восточных языков. Обладал выдающимися лингвистическими способностями и впоследствии знал до 25 языков и наречий, из них 14 настолько, что мог на них говорить. Но по своему темпераменту это был человек быстро сменяющихся порывов, неспособный к какой бы то ни было продолжительной планомерной работе. Еще на университетской скамье увлеченный революционными идеями, он в 1858 г., по пути в Америку, куда должен был отправиться по поручению компании, бежал в Лондон, где и примкнул к русской революционной партии. Руководители последней, Герцен и особенно Огарев, приняли Кельсиева весьма радушно, хотя и видели в нем «много неустроенного и неустоявшегося». В особенности поражала в нем какая-то странная смесь политического нигилизма с религиозными стремлениями, довольно туманными и неопределенными. Занявшись на первых порах своего пребывания в Лондоне корректурой изданий лондонского библейского общества, выпускаемых на русском языке, Кельсиев задумал сам предпринять перевод с еврейского подлинника священных книг Ветхого Завета «слово в слово», не смущаясь тем, что грамматические формы семитических языков вовсе не совпадают с русскими (начало этого перевода издано, под псевдонимом Вадим, в Лондоне в 1866 г.). «Теологические эксцентричности» Кельсиева дали мысль его лондонским друзьям поручить ему разобрать и приготовить к изданию значительное число имевшихся в их распоряжении неизданных или изданных лишь для официального употребления материалов по части русского расколо-сектантства.

Цель издания должна была состоять в том, чтобы, с одной стороны, привлечь на свою сторону сочувствие массы раскольников и сектантов, с другой – восстановить их против русского правительства опубликованием документов, рекомендующих и предписывающих суровые репрессивные меры в отношении к религиозным диссидентам. Кельсиев с увлечением принялся за эту работу и в 1860–1862 гг. издал четыре выпуска «Сборника правительственных сведений о раскольниках». В состав «Сборника» вошли секретные записки и целы исследования о расколе и сектах, в разное время писанные, по поручению правительства, чиновниками Мин. Вн. Дел и дотоле хранившиеся в министерских архивах и портфелях, под строжайшим покровом канцелярской тайны. В предисловиях к 1 и 2 выпускам Кельсиев подробно изложил свой взгляд на раскол, как такое явление русской народной жизни, в котором религиозные интересы тесно связаны с интересами политическими, и старался убедить старообрядцев в необходимости объединиться с крайними противоправительственными партиями для активной борьбы с общим врагом. С той же целью восстановления раскольников против правительства предпринята была, по мысли Кельсиева, перепечатка официального «Собрания постановлений по части раскола» (Спб. 1858), вышедшая в двух выпусках в Лондоне в 1863 г. Нельзя не отметить, что издание этих, тенденциозно освещенных, материалов оказало свою долю влияния на допущение правительством более гласного обсуждения вопросов о расколе и более всестороннего его исследования. С половины 1862 г. при герценовском «Колоколе» стали выходить особые листы, под названием «Общее Вече», назначавшиеся исключительно для старообрядцев и для простого народа; программа этого издания начертана была также Кельсиевым, но сам он уже не мог принять в нем деятельного участия, ибо, не удовлетворяясь литературною пропагандой революционных идей среди старообрядцев, решил выступить в качестве непосредственного агитатора и проводника тех же идей. В конце 1862 г. он предпринял тайную поездку в Москву с целью завести прочные связи с раскольниками; предполагалось учредить старообрядческую архиерейскую кафедру в Лондоне и организовать там же печатание раскольнических сочинений.

Путешествие это сильно поколебало в нем надежды на московских старообрядцев, хотя и не заставило отказаться от своих революционных планов. После кратковременного пребывания в Лондоне и неудачной попытки устроиться среди австрийских раскольников, Кельсиев поселился в Тульче, центре турецких старообрядцев, казаков-некрасовцев. Здесь, вместе с младшим братом Иваном (бывшим студентом Петербургского Университета, сосланным в Верхотурье и оттуда бежавшим к нему летом 1863 г.), он сделал попытку организовать революционное агентство и приют для русских эмигрантов, которые пожелали бы устроить свою жизнь сообразно новым социальным теориям. В короткое время ему удалось внушить казакам-старообрядцам большое уважение и доверие лично к себе; но все попытки склонить некрасовцев идти на помощь повстанцам Подолии и Волыни, поднять, во имя старой веры, казачество Дона, Урала и Терека и т. п. потерпели полную неудачу. Дело кончилось тем, что старообрядческий митрополит Кирилл запретил своей пастве иметь с Кельсиевым какие бы то ни было сношения. К разочарованию в осуществимости своих планов присоединились тяжелые личные утраты: в 1865 г. умерли его брат, жена и дети. Под впечатлением всех этих неудач Кельсиев покинул Тульчу и поселился в Вене, занявшись изучением этнографии и мифологии славян. Отсюда им было послано несколько статей, напечатанных в «Русском Вестнике», «Отечественных Записках» и «Голосе» под псевдонимом Иванова-Желудкова. Поездки по славянским землям, убедившие его в горячей вере славян в великую будущность России, довершили тот перелом в убеждениях Кельсиева, который начался еще среди казаков-раскольников. 20 мая 1867 г. Кельсиев сам явился в Скулянскую таможню и отдался в распоряжение русских властей; доставленный с жандармом в Петербург, он ожидал тяжкой кары за свою революционную деятельность, но опасения оказались напрасными: он был прощен, получил право жить в столице и даже, если пожелает, поступить на государственную службу. Оставшись в Петербурге, Кельсиев посвятил себя литературной деятельности. Осенью 1867 г. им было сделано в «Географическом обществе» сообщение о скопцах, содержавшее очень ценные сведения об этой, тогда еще мало изученной, секте. В следующем году появились в свет отдельной книгой его воспоминания под заглавием: «Пережитое и передуманное» (Спб. 1868), невыгодно для автора напомнившим герценовские «Былое и думы». Из последующих произведений Кельсиева нужно упомянуть о статье «Святорусские двоеверы» («Заря» 1869 г., кн. X-XI); кроме того, в 1872 г. отдельно изданы им две исторические повести: «Москва и Тверь» и «При Петре».

И. Громогласов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle