Карпократ
Карпократ – гностик, происходил из Александрии и жил еще в первой половине второго столетия, так как его ученица Марцеллина пришла в Рим при папе Аниките (155–166 г.), а по блаж. Феодориту – даже при императоре Адриане. О его учении сообщает, главным образом, Ириней лионский (Прот. ерес. 1, 25). Позднейшие писатели ересеологи основываются преимущественно уже на этом свидетельстве: Ипполит – в Синтагме (с. 9) и в Философуменах (7, 32), Евсевий (Ц. И. 4, 7: 9), Епифаний (Ерес. 27). Филастрий (История 35), блаж. Феодорит (Ерес. 1, 5).
В основе учения Карпократа лежал платонизм. Карпократ учил, что в начале было высочайшее неведомое и неизглаголанное Существо, основа и причина всех вещей. Через эманацию (или саморазвитие) из него произошло множество ангелов, или эонов. Эти ангелы, которые стоят далеко ниже Бога безначального (άγε’νητος) и нарожденного (άγε’ννητος), и образовали мир. В начале души находились в общении или в обращении (περιφορα’) с Богом; но пали и в наказание должны были перенести страдания: – эонами они были заключены в тела до тех пор, пока выстрадают все свои грехи и через то удостоятся освобождения. Для действительного достижения этой цели души нуждаются в довольно продолжительном и неоднократном прохождении через тела. Почти немыслимо, чтобы души при однократном своем появлении в мире – в телах – могли достигнуть освобождения; однако каждый человек должен стремиться в своей личной земной жизни исполнить требуемые условия, дабы его душа не была вынуждена вернуться снова к земной жизни в новом теле, если ее свободе будет чего-нибудь не доставать по разлучении с телом. В этом смысле истолковывал Карпократ слова Иисуса Христа – Лк.12:58, Мф.5:25 : «соперник» – диавол – один из ангелов, который влечет души к первому и начальствующему из димиургов; этот последний через служебных ангелов заключает их в другие тела до тех пор, пока они не отдадут последней «полушки», т. е. пока не достигнут той свободы, которая даст им возможность вознестись к тому Богу, Который возвышается над всеми ангелами-мирообразователями. Души имеют возможность во время своего земного странствования вспоминать о том состоянии, в котором они находились до своего заключения в тела. Но не все они фактически достигают такого воспоминания. Иисус, сын Иосифа, тем и отличался от других людей (будучи одинаков с ними в других отношениях), – что Его чистая и сильная душа хранила живое воспоминание о своем Боге и видела себя в общении с небесным Отцом. За это Бог послал Ему силу, которая дала Ему возможность освободиться от уз мира и воспарить к Богу. Воспитанный в иудейских нравах, Он, однако, презирал их. Благодаря такому образу жизни, Иисус достиг такой силы, которая уничтожила все лежащие на людях наказания в виде страдания. Тот, кто, подобно Иисусу, презирает князей мира сего, – достигает одинаковой с Ним силы и может совершить то же самое и даже большее. Искупление достигается через веру и любовь. Все прочее безразлично. Добро и зло покоятся только на мнении человека; по природе нет ничего злого. На основе этого учения последователи Карпократа приписывали себе господство над димиургом и всеми вещами мира, склоняясь в той или другой степени к антиномизму. Они имели у себя изображение Христа, которое ставили наряду с изображениями Пифагора, Платона, Аристотеля и других философов, воздавая всем им божеское почитание. Известие о Марцеллине показывает, что секта Карпократа распространилась до Рима. Особенным успехом это еретическое учение пользовалось в Кефалонии, одном из островов Ионийского моря (см. «Ионийские острова» в «Энц.» II), где находилась родина жены гностика. По свидетельству Климента александрийского (Strom. 3, 2), Карпократ имел сына Епифана, которому дал энциклопедическое образование, наставив его особенно в философии Платона. 17-ти лет Епифан уже заявил себя в литературе, явился затем основателем новой секты, которая выделилась из ереси Карпократиан. Епифан учил о полнейшем коммунизме, – даже в общении с женами, – и в этом отношении превзошел, кажется, своего отца. Секта исчезла, по-видимому, уже в IV столетии. Епифаний кипрский, по крайней мере, уже не упоминает о ней, как о существующей, и краткость полемики, которую он ей посвящает, может свидетельствовать о том, что названная секта к его времени уже исчезла.
С. Зарин.