Карпцов
Карпцов (по-латински Carpzovius) – немецкая протестантская фамилия, родом из Бранденбурга, давшая много замечательных богословов, юристов и филологов в XVII и XVIII веках. Ниже даются сведения об Иоанне Бенедикте I Карпцове (1607–1657 гг.), сыне его Иоанне Бенедикте II Карпцове (1639–1699 гг.) и внуке его Иоанне Готлибе Карпцове (1679–1767).
1) Карпцов, Иоанн Бенедикт И, протестантский богослов. Пятый сын известного немецкого юриста Бенедикта Карпцова (1565–1624 г.), он родился в Рохлице, в Саксонии, в 1607 г.; был пастором и профессором богословия в Лейпциге; скончался 22 октября 1657 г. Иоанн Бенедикт Карпцов написал несколько богословских сочинений, из которых более замечательны следующие: 1) De NiniVitarum poenitentia, Lipsiae 1640; 2) Introductio in theologiam judaicam, ibid.; 3) Hodegeticum, ibid. 1656, – трактат no гомилетике, пользовавшийся в свое время известностью; 4) Isagoge in libros ecclesiarum lutheranarum symbolicos, – издано в Лейпциге (1665 г.) по смерти автора. Благодаря последнему сочинению, Иоанн Бенедикт Карпцов считается творцом протестантской символики.
2) Карпцов, Иоанн Бенедикт II – протестантский богослов, известный гебраист. Сын Иоанна Бенедикта Карпцова (см. выше), он родился в Лейпциге 24 апреля 1639 года: под руководством Иоанна Буксторфа (род. 13 авг. 1599 г., †17 авг. 1664 г.) прекрасно изучил древнееврейский язык и был в Лейпциге с 1665 г. профессором нравственного богословия, с 1668 г. – еврейского языка и с 1684 г. профессором богословия; умер 23 марта 1699 г. Иоанн Бенедикт II Карпцов был ярым противником пиэтизма и положил начало ожесточенной полемике относительно этого направления в протестантстве. От И. Б. II Карпцова остались следующие сочинения: 1) Dissertatio de nummis, qui Mosen conutum exhibenl, Lipsiae 1659; 2) Animadversiones ad Schickardi jus regium hebraeorum, Lipsiae 1674, и многочисленные трактаты по вопросу о ветхозаветном священном языке, изданные в сборнике под заглавием: Disputationes academicae, Lipsiae 1699.
3) Карпцов, Иоанн Готлиб – один из лучших представителей ортодоксального лютеранства в области библейской критики.
Сын Самуила Бенедикта Карпцова (1647–1707 г.), племянник Иоанна Бенедикта II Карицова и внук Иоанна Бенедикта Карпцова, он родился в Дрездене 26 сентября 1679 года; обучался в Виттенберге, Лейпциге и Альтдорфе; путешествовал с научной целью в Англию и Голландию. С 1704 г. И. Готлиб Карпцов исполнял пасторские обязанности в Дрездене, с 1708 г. – в Лейпциге, где с 1713 г., кроме того, был экстраординарным профессором богословия, а с 1719 г. – ординарным профессором восточных языков. В 1730 году он был назначен первым пастором и супер-интендантом в Любеке, причем заявил себя строгим приверженцем чистого лютеранства, врагом реформатов и братьев моравских. Умер 7 апреля 1767 года.
После И. Готлиба Карпцова остались следующие замечательные сочинения: 1) introductio ad libros canonicos Bibliorum Vet. Testamenti onines (Lipsiae 1714–21, три тома; 2-е издание 1731 г.: 3-е издание 1741 г.; два последние издания без перемен). В этом сочинении автор изучает одни после других книги исторические, поэтические и пророческие Ветхого Завета, исследуя вопросы об их наименовании, писателе, их цели, содержании и времени их написания, всегда подтверждая традиционные мнения при помощи опровержения позднейших взглядов – новаторских и заканчивая все обширным перечислением комментариев, опубликованных на каждую ветхозаветную книгу. В предисловии к 3 тому И. Г. Карпцов отвечает на критику, которая была помещена на 1-й том сочинения в журнале «Memoires de Trevoux» 1 . 2) Critica sacra Vet. Testamenti (Lipsiae 1728; второе издание – исправленное и дополненное – было опубликовано в 1748 г.). Это сочинение по библейской критике восполняет предшествующий труд И. Г. Карпцова. В 1-й части его содержится исследование о тексте Ветхого Завета в его целом и трудах, ему посвященных; во 2-й части разбираются варианты библейского текста. 3-я часть, по мысли автора, должна была касаться книг неканонических, но вместо этого автор поместил в ней опровержение на сочинение Вистона (G. Whiston), утверждавшего, что ветхозаветный еврейский текст был поврежден евреями. Эта часть исследования Карпцова была переведена на английский язык (London 1729). 3) Apparatus historic-criticus antiquitatum sacri codicis et gentis hebreae (Lipsiae 1748). Это ученый комментарий по еврейской археологи. Впоследствии это сочинение было опубликовано Томасом Годвином (Thomas Godwin) на английском языке под заглавием: Moses and Aaron (London 1814). И. Г. Карпцов намеревался написать такое же критическое исследование о тексте Нового Завета, какое он составил о тексте ветхозаветном, но отказался от своего намерения, потому что эту работу взялся исполнить его верный ученик И. В. Румпеюс, вдохновившийся учеными планами своего учителя, но не обладавший его колоссальной эрудицией. Сочинение Румпеюса под заглавием: Coininentatio critica in libros Novi Testamenti in genere, cum praefatione . G. Carpzovii, было напечатано в Лейпциге в 1730 г. К этому нужно добавить, что Румпеюс умер, не окончив специальных введений на каждую книгу Нового Завета, как это он обещал.
Свящ. H. В. П-в.
* * *
Trevoux – город в 52 километрах (50 верстах) от Бурга. «Mémoires de Trevoux» журнал критический и литературный, основанный иезуитами в 1701 году для борьбы с философской школой. Это был первый литературный журнал во Франции; в 1781 г. он был переведен из Треву в Лион, в 1734 г. – в Париж; перестал издаваться в 1782 году.