Источник

Кандило

Кандило (латин. сandela), наша лампада, – сосуд с возжигаемым в нем во время богослужения елеем, деревянным маслом. В таком значении употребляется данное слово в греческих и славянских литургических памятниках. Так, в чине елеосвящения по евхологию лавры преподобного Афанасия афонского № 189 XIII в. читаем: „потом (после чтения символа веры) предстоятель вливает в кандило елей“ (проф. А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей II, стр. 185; ср. рукоп. Синайской библ. XIV в. № 965 и 994. ibid., стр. 320. 323). „Параекклисиарх, – говорится в изложении полунощницы по рукописи Московской Синодальной библ. XIII в. № 381, – заперев двери в притвор, зажигает кандила“ († проф. И. Д. Мансветов, Церковный устав, стр. 204). В том же духе высказывается и славянский устав. „На бдении всенощном, – замечается в последовании на 26-е сентября, – иерей помазует от кандила святым елеем крестообразно себе и братию“. „Дается святый елей братии от кандила Предтечева“, говорится в последовании на 29-е августа. Из более ранних памятников о кандиле упоминают сочинение Епифапия кипрского об ересеях (фр. 68) и составленное Кириллом скифо-польским житие Евфимия (Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus, II, под данным слоном). Употребляемые для освещения, кандила развешивались или отдельно на укрепленных в свод церкви цепях, снурах и т. п. († П. И. Савваитов, Путешествие Антония новгородского, стр. 72), или же подвешивались к так называемым хоросам, – кругам.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle