„Камень веры“ митрополита Стефана Яворского
„Камень веры“ митрополита Стефана Яворского. „Камень веры“ это – догматико-полемический труд, составленный митроп. Стефаном Яворским в защиту православной церкви от враждебных нападений на нее со стороны протестантов. Явившееся из-под пера автора в эпоху императора Петра I, в самый разгар совершавшегося в русском народе реформаторско-прогрессивного движения в области как общественно-политической, так и религиозно-церковной жизни, – творение Стефана Яворского в высшей степени отвечало потребностям своего времени.
Известно, что инославная религиозная пропаганда в нашем отечестве никогда не достигала такой интенсивной силы и не сопровождалась таким ощутительным успехом, как в царствование императора Петра I. Явившись на Русь в качестве учителей и руководителей русского народа в области наук и искусств и пользуясь благосклонным покровительством правительства и законодательства, иностранцы скоро ориентировались в своем положении и взяли в свои руки все нити духовно-интеллектуальной жизни русского народа: они давали направление политике, литературе и школе.
Естественно, что и религиозная сторона жизни русских не могла остаться закрытою для иноземного влияния: сближение наших предков с иностранцами в общежитии и на почве научно-просветительных интересов обусловливало возможность соприкосновения с ними и со стороны вероисповедных убеждений. А так как из пришлых на Русь иноземцев немцы-лютеране пользовались преимущественною религиозною свободою сравнительно с представителями других исповеданий, то опасность православию могла угрожать прежде всего с их стороны. И, действительно, протестантские идеи в названное время нашли себе благосклонный прием и широкое распространение во всех слоях русского народа: из приверженцев нового немецкого учения образовалось в Москве особое вольнодумное общество во главе с Димитрием Тверитиновым. Более десяти лет тверской „чернослободец» вел свою преступную деятельность распространения лютеранских мнений среди своих современников при самых благоприятных условиях: царивший в обществе дух свободы и веротерпимости ограждал его от внешней кары, а унаследованные от предыдущих веков религиозное невежество и безотчетность в верованиях представляли самую удобную почву для насаждения в русском народе разных еретических мыслей.
Таким образом, эпоха Петра I, благодаря значительному приливу в ваше отечество иностранцев и сравнительно свободному положению их в отношении веры, вызвала заметное брожение в религиозных убеждениях части русского общества и создала особенные условия для апологетически-просветительной деятельности православного духовенства: последнему необходимо было выступить на защиту православной церкви и исконных верований русского народа во всеоружии умственной силы и богословского знания. Волновавшие в начале XVIII в. русское общество еретики, заразившиеся от своих учителей-лютеран рационалистическим духом и усвоившие у них привычку рассудочного отношения к догматам веры, полагали свою силу именно в умственном перевесе над православными, считали себя, по словам м. Стефана Яворского, „паче всех мудрейшими и смысленнейшими“.
Таким образом, в царствование императора Петра I, благодаря новым условиям умственно-религиозной жизни в нашем отечестве, была настоятельная необходимость в научно-богословских средствах борьбы с распространившимися в обществе протестантскими идеями. Нужда в обстоятельных политических сочинениях против иноверия живо чувствовалась современниками. Так, И. Т. Посошков в письмах к м. Стефану Яворскому говорил: „а для самого совершенного пастырского разума надобно собрать от самого начала вси ереси: коя какова была, и в кои времена и от чего началась и чем кончилась, и что в ней было противности святей восточной церкви, такожде, как и от чего лютерская и калвинская и каталитская и униатская вера началась и на чем те еретические веры утверждены, что по сие время они стоят в своих бытностях непоколебимо, такожде и наша благочестивая вера что при тех верах правости в себе содержит и чем коя вера от нас разнствует. И, ереси объявя, объявить и нашу благочестивую веру, на чем она утверждается и учинить ей твердую ограду, еже б единые диры не оставить коя б неограждена была, или отпор не учинен был“...
Этой настоятельно-существенной потребности времени и удовлетворял вполне „Камень веры» м. Стефана Яворского.
По своему содержанию это – огромный труд, заключающий в себе целую систему православного полемического противопротестантского богословия. Кроме вступительных частей, он состоит из 12 отдельных трактатов: о св. иконах, кресте, мощах, евхаристии, призывании святых, душах святых, „благотворении преставльшимся“, преданиях, литургии, постах, благих делах и о наказании еретиков. При этом каждый трактат содержит в себе две части: положительную, посвященную раскрытию и доказательству православного учения, и полемическую, содержащую в себе опровержение протестантских возражений против тех или других православных истин. При чтении „Камня веры“ читатель невольно изумляется обилию и богатству имеющегося в нем догматико-полемического материала: на страницах творения Яворского затрагивается и решается такая масса вопросов догматического, канонического и церковно-исторического характера, что с этой стороны оно не имеет другого равного себе произведения в русской богословской письменности. Производит также впечатление и разнообразие приемов раскрытия содержания: кроме многочисленных цитат из Свящ. Писания и святоотеческой литературы, встречается немало и научных доводов, заимствуемых из философии, психологии, логики и истории. Но едва ли не самую характеристическую особенность „Камня веры“ в отношении к содержанию составляет его схоластически-рассудочный характер: доводы от разума автор особенно любит и отводит им весьма видное место в своем сочинении. Но при всем том последнее не превращается в сухой и отвлеченный труд: трактаты „Камня веры“ читаются легко, без напряжения. Язык сочинения – живой, ясный, богатый образами и сравнениями. Тон полемики Яворского с протестантами – страстный, одушевленный, по местам неумеренно резкий и бранчивый.
„Камень веры“ – сочинение не самостоятельное: оно составлено на основании главным образом трудов католических богословов Беллярмина и Бекана [см. „Энц.“ II, 364–369]. Заимствования из означенных источников встречаются во всех трактатах творения Стефана Яворского, хотя и в не одинаковой степени. Более всего близки по своему содержанию к католической литературе отделы: о благих делах, преданиях, молитве за умерших и о наказании еретиков; наименее – трактаты о св. иконах и кресте. Впрочем, заимствования не простираются до рабской зависимости автора от своих источников: наряду с буквальным и близким воспроизведением текста сочинений католических богословов встречаются в „Камне веры“ и самостоятельные отделы, обнаруживается и творчество писателя. Так, из сочинений Беллярмина и Бекана заимствуются иногда только общие положения и мысли, развиваемые в подробностях самостоятельно; весьма часто допускаются сокращения или дополнения готового содержания; изменяется порядок в изложении мыслей; игнорируются подробности содержания, имеющие специальный интерес в первоисточниках и, наконец, устраняются явно католические тенденции последних.
Но при всем стремлении митроп. Стефана Яворского сохранить чистоту и неприкосновенность православного учения, вследствие обильного пользования автором католическими источниками, влияние последних на догматические воззрения „Камня веры“ сказалось весьма заметно. Так, оно выразилось: а) во взгляде на добрые дела, как заслуги человека пред Богом, б) в учении о мотивах нравственного добра, в) об оправдании, как внешнемеханическом изменении душевного настроения человека, г) о предания в широком смысле, д) о догматическом несовершенстве Свящ. Писания, о „долге наказания временного“ и ж) о смертной казни еретиков.
„Камень веры“ в своей литературной истории вполне разделил участь своего автора, митроп. Стефана Яворского. Как последний при своей жизни пользовался уважением и осыпался восторженными похвалами со стороны одной части русского общества (партии старины) и вызывал сильные порицания и горькие упреки другой (партии реформ), так точно и литературный богословский труд митроп. Стефана Яворского встретил неодинаковый прием у современников. Одни ставили его весьма высоко, самым благоприятным образом отзывались о его достоинствах и придавали ему громадное значение в борьбе с протестантством. Так, Феофилакт Лопатинский, архиеп. тверской, отзывался о „Камне веры“: „сужду книгу сию быти не токмо полезную правоверным на утверждение в догматах православные христианския церкве, на возражение же богохульных еретических языкоболий, но и весьма потребную». Современник Стефана Яворского Посошков говорит о его „Камне веры“: „ради утверждения в вере, и ради охранения от люторские и кальвинские и от прочих иконоборцев напечатать книг колико надлежит Камень веры, иже блаженной памяти Преосвященный Рязанский митрополит Стефан Яворский сочинил, и книг по пятишта в школу отослать; и чтоб тот многоценный камень желающие пресвитерства затвердили его на память, чтобы о всяком ответе помнить изуст сказать. Такожде и иноки, желающие во благочестии жить, а негли случится коему во Архиереях быть, и в том сане будучи весьма паче пресвитерскаго той святой Камень во успех имети, чтобы тыим каменем могли изустно еретическия челюсти сокрушати“.
Но кроме панегирических отзывов о „Камне веры“, после его появления, возникла целая полемическая литература против него. Таковы сочинения: 1) явившееся в 1729 году под именем Буддея Epistola apologetica pro ecclesia Lutherani Javorskii... 2) неизвестного автора Genius Staphani Javorskii... Ап. 1730, 3) Бюльфингера Staphani Javorskii metropolitae Reanensis et Muomiensis Discursum de poena haereticorum... Аn. 1731 и 4) „Молоток на Камень веры“. При этом не излишне отметить, что на защиту „Камня веры“ от нападений Буддея выступил латинский монах Рибера в своем сочинении: Responsum antapologeticum ecclesiae cotholicae contra columniosas blasphemias Ioannis Francisci Buddei... Аn. 1731.
Но справедливость требует сказать, что полемическая литература против „Камня веры“ не содержит в себе подробного и серьезного разбора сочинения Стефана Яворского: она ограничивается или слабыми замечаниями на некоторые положения вступительных частей „Камня веры“, или направляется против личности митрополита Стефана Яворского, несправедливо обвиняя его в чрезмерной привязанности к католической церкви и отожествляя его с деятелями латинской пропаганды в России. Исключение составляет только небольшой труд Бюльфингера, который содержит в себе серьезную критику трактата о наказании еретиков, – этого, действительно, слабого отдела в содержании „Камня веры“.
Наконец, заслуживает внимания и внешняя судьба „Камня веры“. При своем появлении на свет он имел громадный успех. Об этом Феофилакт Лопатинский говорил так: „Высочайшия власти повелением напечатанну (книгу „Камень веры“) не в многих днех раскупиша, и которые не возмогли обрести ея, молиша, да паки напечатана будет. Вторицею тояжде Высочайшия власти манием напечатася, и виждь, много ли книг остается? Во еже бы всех удовольствовати, потребно есть еще многажды ту книгу печатати; и друкари ее могут только книг сих изобразити, колико их требует ищущих желание». И действительно, первое издание „Камня веры“ (1728 г.) в 1.200 экземплярах быстро разошлось в народе: – чрез три месяца потребовалось вторичное его издание.
Но в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда правительственная власть в русском государстве была сосредоточена в руках иноземцев, враждебно относившихся к русской народности и к православной церкви, на „Камень веры“ было воздвигнуто гонение. Указом императрицы 19 августа 1732 г. повелевалось все бывшие в продаже экземпляры „Камня веры“ конфисковать и впредь не печатать. Более девяти лет сочинение митрополита Стефана Яворского находилось под правительственным запрещением. По вступлении на престол императрицы Елисаветы Петровны „Камень веры“ получил свободу. Высочайшим повелением 26 декабря 1741 года разрешалось св. Синоду сохранявшиеся в Киевопечерской лавре и Петропавловской крепости книги „Камея веры“ обратить в продажу и на будущее время печатать их беспрепятственно.
Протоиерей И. Морев