Источник

Каматир Андроник

Каматир Андроник – византийский писатель – богослов XII в., занимавший должность эпарха (обер-полицеймейстера) Константинополя и состоявший в родстве с императором Византии Мануилом Комнином, по совету которого написал между 1170–1175 годами полемическое сочинение „Священное Оружехранилище» (Ἱερὰ Ὁπλοθήκη). Этот труд имеет сходство с полемическим трудом Евфимия Зигавина „Паноплия“ как по содержанию, так и по плану. По примеру Зигавина, который начинает свой труд похвалою Алексею Комнину, и Андровик Каматир в предисловии прославляет императора Мануила Комнина, называет его духовным отцом своего труда, а себя – только переписчиком и составителем пролога и эпилога. Но, разумеется, это заявление автора нельзя понимать буквально. Затем, труд Андроника имеет полемический характер, как и „Паноплия“, но значительно уступает ее в составе содержания, так как направлено только против латинян и армян. Первая часть „Священного Оружехранилища“ содержит диалог императора с римскими „кардиналами“ (καρδινάλιοι) об исхождении Св. Духа, собрание изречений отцов, свидетельствующих в пользу православного учения, и ряд силлогистических аргументов, заимствованных из сочинений предшествующих писателей, полемизировавших с латинянами, – Фотия, Никиты Византийского, Евстратия, Евфимия Зигавина, Николая Мефонского. Таким же образом составлена и вторая часть труда – с тем только различием, что здесь автор опровергает монофизитство, монофелитство, докетизм и пр., представляя аргументы логического характера и из творений святых отцов. По изображению автора, император, беседующий с кардиналам, во всех случаях остается победителем, при чем по местам ведутся пространные речи о его достоинствах. Отсюда является естественное предположение, что сочинение составлено с целию прославления церковных деяний и богословских трудов Мануила Комнина. На это отчасти указывает и полное заглавие сочинения, сохранившееся в некоторых рукописях в таком виде: „Сочинение Андроника Севаста, по отцу Каматира и по матери Дука, составленное и изложенное по методу, учению, познаниям и приказанию богомудрого великого царя, порфирородного и автократора кир – Мануила. Комнина, который назвал книгу Священное Оружехранилище. Тем не менее сочинение имеет значение, – и можно лишь пожалеть, что оно и теперь еще не издано в полном виде. В византийскую эпоху оно признавалось ценным. Историк Георгий Пахимер свидетельствует (II, 31; Воnnae) о его большом значении, а Никифор Влеммид в похвалу сочинения говорит, следующее: „книга представлялась почтенной и достойной внимания для современных (автору) ученых мужей, а потом и в наше время (XIII в.) весьма известна и примечательна, и никто, даже из людей совершенно не беспристрастных, никогда не осмелился сказать против нее слово“ (Аllatius, Geаесiа оrthodoxa I, 4). Из рукописных экземпляров труда известны Московской Синодальной библиотеки № 353, библиотеки св. Марка в Венеции № 158 и Мюнхенской 229 (XIII в., fol. 1–309). В последнем экземпляре труд Андроника Каматира предваряется ямбическими стихами протокуропалата Георгия Скилицы, в которых раскрывается его значение.

И. И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle