Источник

Кальвария

Кальвария (виленская). Так называется костел (Кальварийский) со многими часовнями в память страданий Спасителя, находящийся в окрестностях Вильны, в нескольких верстах от города. Кальвария получила свое начало следующим образом. Вскоре после освобождения Вильны из-под русского владычества, продолжавшегося около семи лет (1654–1661 г.), у католиков явилась мысль ознаменовать избавление литовской столицы каким-либо богоугодным делом; епископ Велозор решил основать „Кальварию» и построить часовни в воспоминание страданий Спасителя в своем епископском имении „Верки», в окрестностях которого в 1659 г. одержана была русскими победа над поляками. Постройка часовен и костела, на которую виленский капитул ежегодно (начиная с 2 ноября 1662 г.) отчислял известную сумму, была закончена в 1669 г. преемником Велозора епископом Александром Сапегою. В этом же году Кальвария перешла в заведывание виленских доминиканцев, которые, впрочем, вскоре (именно – в 1675 г.) были выгнаны из нее епископом Михаилом Пацом, пригласившим на их место варшавских доминикан. Процесс, возникший между виденскими и варшавскими доминиканами, кончился только в 1755 г. в пользу первых. Виленские доминиканцы с усердием принялись за украшение монастыря; в 1772 г. освящен был епископом Фомою Зенковичем нынешний каменный костел (до этого времени был деревянный) во имя „Обретения св. Креста“. В 1812 г. костел и постройки при нем сильно пострадали от французов, устроивших в них госпиталь и казармы. На восстановление Кальварии много стараний и усилий употребил настоятель монастыря кс. Матфеи Магнушевский, составивший в 1838 г. и первый путеводитель по Кальварии. В 1850 г. Кадьварийский монастырь был закрыт, – и доминиканцы были переведены в Трокский монастырь, а Кальварийский костел был обращен в приходский для 38 окрестных деревень и поселков.

Прилегая непосредственно к Тринополю (Тринополь – загородная дача виленских православных архиереев), Кальвария расположена в сосновом лесу, принадлежащем теперь виленскому православному Свято-Духову монастырю. Местность холмистая, очень живописная. Она покрыта дремучим лесом, который тянется на далекое расстояние по правому, очень высокому берегу реки Вилии. В этом-то лесу, – по-видимому, без определенного порядка, на самом же деле по строго выработанному в свое время плану (расстояния и дороги были точно вымеряны на подобие иерусалимских), – разбросаны небольшие каменные часовни, носящие названия „станций“; всех их 35 (И: Тайная вечеря; II: Под Масличной горой; III: В Гефсиманском саду; IV: Целование Иудино; V: У потока Кедронского; VI: У первых водных, врат; VII: У первых Сионских врат; VIII: У Анны; IX: У Каиафы; X: В темнице; XI: У Каиафы второй раз; XII: У вторых Сионских врат; XIII: У Пилата 1-ый раз; XIV: У железных врат; ХV: У Ирода; XVI: У железных врат вторично; XVII: У первых врат Cтарого города; XVIII: У вторых врат Нового города; XIX: У третьих врат Нового города; XX: У четвертых врат Старого города; XXI: У Пилата 2 раз; XXII: При возложепии креста; XXIII: При первом падении с крестом; XXIV: При встрече с Печистою Матерью; XXV: У Симона киринейского; ХХVI: У Вероники; ХХVІІ: При 2-м падении с кресгом у Судовых врат; XXVIII: У плачущих дев; XXIX: При 3-м падении с крестом под самою горой; XXX: При снятии одежд; XXXI: На месте пригвождения ко кресту и поднятия на крест; XXXII: На самой Голгофе; XXXIII: На месте снятия со креста; ХХХIV: У гроба; ХХХV: У места обретения креста). Порядок и план расположения „станций» изображает собою тот крестный иерусалимский путь, по которому Спаситель шел на вольную смерть. В каждой часовне, на противоположной от входа стене, находятся изображения разных моментов страданий Спасителя, – напр., Тайная вечеря, моление о чаше, несение креста, суд Пилата и т. п. Не все часовни одинаковой архитектуры; большинство из них в один этаж, но имеются и в два этажа; есть станции в виде деревянных триумфальных ворот. Общее протяжение всего крестного пути свыше двух верст. От одной станции к другой проложены и протоптаны дорожки и тропинки, красиво извивающиеся между вековыми соснами. В одном месте дорожка спускается в глубокий овраг, на дне которого протекает ручеек „Кедрон“, с деревянным мостиком чрез него. Поклонники считают священного обязанностию напиться воды из этого ручейка, смочить глаза или умыть лицо. В конце крестного пути, на высокой горе, находится костел, к которому ведет широкая каменная лестница. В костеле устроен гроб Спасителя, что и составляет одну из последних „станций“. Весною и летом, а особенно в праздник Св. Троицы в Кальварию стекаются десятки тысяч богомольцев со всего западного края, среди которых бывает не малое число и православных. Разбившись на отдельные группы под руководством особых знающих людей „проводников“, в строгом порядке и благоговейном настроении, переходят они от одной „станции» к другой, с громким пением священных песней и молитв, приноровленных к значению каждой станции.

А. В. П.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle