Иоасаф иером. (в мире Василий Семенович Гапонов)
Иоасаф иером. (в мире Василий Семенович Гапонов) – автор многих печатных трудов по археологии и истории Владимирского края, – человеке с большими способностями и несчастный по судьбе. Родом куряк, сын сельского священника, о. Иоасаф окончил курс в курск. Д. Семинарии в 1825 г., в 1826 г. поступил во священники и, овдовев, в 1833 г. поступил в киевск. Д. Академию, в которой учился при Иннокентии (Борисове) и окончил в 1837 г. магистром; по окончании был инспектором семинарий астраханской, херсонской и тверской. Будучи в Твери, он был уже и под началом или надзором, который закончился ссылкой его 1845 г. в число братии суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря и притом под строгое наблюдение. Причина такого отношения к нему заключалась в перемене им взглядов на монашество и его обеты и в небрежно свободных отношениях к самому званию... Тяжесть заключения и лишения, доходивших до отнятия у него чернил и бумаги, продолжались до 1851 г., когда, наконец, местный владим. архиерей принял в нем участие и взял его к себе в архиерейский дом, а потом перевел его в Боголюбов монастырь, где он и скончался 22 июля 1861 г. Литературная деятельность о. Иоасафа началась с 1843 г., когда он в 1843 г. напечатал в Одессе «О еврейских праздниках» (в 12°), затем: в 1844 г. там же издал свои «Поучит. слова» и путевые записки «Дорога от Одессы до Твери»; остальные труды его все посвящены истории владим. губ., именно в 1847 г. написал, а в 1849 г. напечатал в «Влад. Губ. Ведомостях» сочинение «Суздальские древности», в 1850 г. «Известие о святителях Феодоре и Иоанне, сузд. чуд-х, в 1854 г. издал любоп. брошюру «Кн. Димитрий Мих. Пожарский и Арсений архиеп. Суздальский» (в 16°), в 1856 г. напечатал в тех же Ведомостях: «Владимирское великокняжество», «Известие» о Стефане архиеп. суздальском и Арсении суздальском, в 1857 г. отдельно – «Церковно-ист. описание Владим. достопам-й», в 2-х вып. (2-ой под заглавием «Церк. истор. опис. Суздал. дост-й), в 1858 г. в тех же Ведомостях напечатано «700-летие Боголюбова монастыря», а в «Север. Пчеле» – «Воспоминания о преосв. Иннокентии Херсонском» (были и отд. оттиски), в 1859 г. отдельно напечатал «Поуч. слова» (с прилож. брошюры «700-летие»), «О св. иконах особенно чтимых во влад. епархии» (в 12°), «Икона Шуйско-смоленской Б. Матери»; в 1860 г. отдельно – «Краткие сведения о св. угодниках Божиих... в церквах влад. епархии» (8°). Кроме того он помещал свои статьи в «Записках юрьев. об-ва сел. хоз-ва», в «Сыне Отеч-ва», «Страннике» и особенно много за подписью и без подписи в «Влад. Губ. Вед-х», в которых он усердно сотрудничал. Остались его труды и неизданными, так: в 1847 г. он составил жития преосв. Иллариона сузд-го, Феодора и Иоанна, преп. Евфимия и др., и, посланные на одобрение в Св. Синод, там и остались; та же участь постигла и 2-ю часть его обширного труда: «Церк.-ист. опис. влад. епархии». – О. Иоасаф был статистик, археолог и историк владим. края: ему, чуждому пришельцу, этот край обязан богатым собранием материалов для истории и пр. владим. губернии.
Сведения о нем подробные главн. образ. в «Русск. Биогр. Словаре» (изд. Имп. Рус. Ист. О-ва) и у А. В. Смирнова, Уроженцы и деятели Влад. губ., вып. 3-й (1898 г.).
А. Родосский