Источник

Капернаум

Капернаум („кепар“ ­­ „село“, „деревня“ и Нахум; последнее слово одни принимают за собственное имя, и тогда Капернаум ­­ селение Наума; действительно еще в ХVI в. здесь указывали гробницу пр. Наума; другие за имя нарицательное – „отраца“, «утешение», сообразно с чем в названии Капернаум видят указание на красоту местности) – один из палестинских городов. В Ветхом Завете Капернаум не упоминается, а из показаний евангелистов можно видеть, что он лежал на северо-западном берегу Генисаретского озера (Ин. 6, 17. 24), на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым. В евангельской истории Капернаум известен, как главное место Галилейской деятельности И. Христа. Здесь Он пребывал некоторое время с Своею Материю еще до первой Пасхи и отсюда путешествовал на Пасху в Иерусалим (Ин. 2, 12–13). После Пасхи Иисус Христос избрал Капернаум постоянным Своим местопребыванием (Мф. 4, 13), провел в нем бо́льшую часть времени Своего общественного служения, почему Капернаум и называется Его городом (Мф. 9, 1). В нем были избраны на апостольское служение Петр, Андрей, Иаков, Иоанн (Мф. 4, 18–22. Лк. 5, 1–11) и впоследствии Матфей (Мф. 9, 9). Пребывая в Капернауме, И. Христос постоянно проповедовал в синагоге, в частных домах и в окрестностях (Мф. 4, 13, 23. Лк. 4,31–37) и творил множество чудес: исцелил слугу сотника (Мф. 8, 6 сл.: Лк. 7, 1), тещу Симона-Петра (Мф. 8, 14. Лк. 4, 38–39), сына царедворца (Ин. 4, 46), расслабленного (Мф. 9, 1), изгнал злого духа из бесноватого (Лк. 4, 33). Вблизи Капернаума при озере Господь учил народ притчами (Мф. 13, 1 сл.) и предложил о Себе беседу, как о хлебе жизни (Ин. 6, 22–71). Но жители Капернаума не были внимательны к Его делам и учению. При цветущем благосостоянии города, лежавшего на пути от Дамаска в Иерусалим, в Газу и Египет, Тир и Сидон, при доставляемом подобным положением изобилии и богатстве, они не заботились об исправлении своей жизни; роскошь и разного рода пороки испортили их нравы; учение Иисуса Христа и сотворенные Им чудеса не производили на них благотворного действия, почему Он и предрек им печальную участь (Мф. 11,23–24), которая в свое время и постигла их. В войнах с римлянами Капернаум вместе с другими городами был совершенно разрушен, и на его месте остаются теперь одни рыбачьи хижины и жалкие развалины, к которым – в виду полного запустения – трудно даже пробраться. По свидетельству путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо, кроме змеи и ящерицы, не встречается здесь. В настоящее время развалины древнего города известны под именем Тель-Хум, местечка, лежащего на два часа пути севернее Магдалы. Здесь его помещают Риттер и Вильсон. Впрочем, другие исследователи, напр., Робинсон и Сепп, отожествляют древний Капернаум с местностью Хан-Миние, лежащею в долине Генисаретской в расстоянии часа пути от Магдалы при источнике Аин-ет-Тин. В подтверждение своего взгляда Робинсон ссылается на свидетельства двух путешественников VIІ-VIII ст., – французского еп. Аркульфа и св. Виллибальда, а равно и на показание Иосифа Флавия, упоминающего не только о селении Капернаум, но и об источнике того же имени („о войне иуд.“ 3, 10:а), источник же находится только при селении Хан-Миние. Сепп ссылается на этимологию слова Миние. Оно происходит от „Мini“, каковым именем на языке раввинов назывались иудейские еретики (в частности христиане). В одном же месте Талмуда прямо говорится: „жители Капернаума тожественны с минеями“. Не смотря на эти соображения, мнение Робинсона и Сеппа не признается в библейской литературе состоятельным. Развалины Хан-Миние не представляют ничего, что могло бы свидетельствовать о древнем Капернауме. Евангелие, Талмуд и отцы церкви единогласно называют его цветущим и великим городом, вознесшимся до небес своим величием (Мф. 11, 23); здесь были и синагоги, и складочные места для товаров, и христианские базилики, из которых одна была построена, по свидетельству Епифания кипрского, при Константине великом. В Хан-Миние следов развалин таких построек нет; а Тель-Хум представляет развалины большого города. Не соответствует Хан-Миние библейскому Капернауму и по своему географическому положению. Капернаум лежал близ северной оконечности озера (Мрк. 6, 30–45. Ин. 6,1–25), тогда как первый – на западной стороне. Наконец, самое имя Тель-Хум есть ничто иное, как арабское сокращение и изменение имени Капернаум [В пользу Кhan Мinget для Капернаума высказался было известный оксфордский профессор William Sunday, посетивший Палестину (см. у него Sacred Sites of the Gospels, Oxford 1903), но потом и он возвратился к принятому мнению, что гораздо вероятнее Tell Hum; см. его статью в „The Journal of Theological Studies» V, 17 (October, 1903), p. 42–48: The Site of Capernaum и cp. книжку Outlines of the Life of Christ, London 1905, a также y J. Hastings в A Dictionary of Christ and the Gospels I, Edinburgh 1906, p. 269a – 2706. Тем не менее professor William Knight высказывается в пользу Khan Minyeh: см. eгo The Site of Capernaum в „The Expositor» 1906, VII, p. 48–56. Rev. Asad Mansur, The Site of Capernaum ibid. 1907, IV, p. 360–373].

Священник А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle