Источник

Кантор

Кантор (cantor, psalmista, ψάλτης, ψαλτῳδός ᾠδός). Среди клириков древней церкви, как особый, определенный род, числились канторы, установление которых, по-видимому, относится к IV в. Упоминаемые еще в так назыв. Апостольских постановлениях (II, 25, § 12; III, 11; VIII, 10, § 2 и др.), и в Апостольских правилах (26, 43, 69), они в 15 прав. Лаодикийского собора (365 г.) обозначаются точнее как κανονικοὶ ψάλται, т. е. певцы, внесенные в κανών или клировой список, причем обязанность ограничивалась тогда лишь пением в церкви. Нужда в их установлении, как показывал церковный опыт, была самая настоятельная. Дело в том, что введенное с апостольских времен общее пение скоро, – вследствие некоторой небрежности и неуменья многих христиан, – стало исполняться уже неудовлетворительно. Очевидно, необходимы были лица специальные, которые бы управляли пением верующих и обучали их. Такими, по постановлению Лаодикийского собора, и явились канторы. Введение их не отменяло общего пения, а, наоборот, имело целию развить его, улучшить и привести в порядок. Это выделение канторов, установленное Лаодикийским собором в качестве временной меры, чтобы возобновить древнее пение и чтение псалмов, засвидетельствовано фактами, собранными блаж. Августином, Иоанном Златоустом, Василием великим и др., утверждавшими, что в их время обычай общего пения в церквах появился снова. Вообще, в первые времена христианства, непосредственно за введением пения в церкви, место кантора было одним из немаловажных среди церковных должностей. Он заведовал не одним только пением в хоре и обучением церковному пению мальчиков и мирян, но на нем лежала также обязанность приготовлять отделы чтения для великих праздников и вести церковный календарь. Титул „кантора“ был там особенно почетным, и его должность часто занималась лицами высшего ранга. Форма утверждения канторов в их должности была та же, что и при поставлении других низших церковных должностей и степеней, т. е. было лишь простое утверждение (в этой должности) епископом или хорепископом, но не было рукоположения. Иногда их могли утверждать даже пресвитеры, пользуясь следующей формулой, данной 4-м Карфагенским собором (10 прав.): „Веруй сердцем в то, что́ ты поешь устами, и докажи делами то, во что ты веруешь сердцем“.

В римско-католической церкви кантор (певец), – также ерiscopus chori, chori regens, praecentor (запевало), – при соборах и коллегиатских церквах тот каноник, который обучает и управляет хором. В IV в. это – на Западе, как и на Востоке, – было те, кто пел псалмы и гимны при богослужении, в VI, – при Григории великом, – они были при певческих школах. И на Западе место кантора считали очень видным. Соединяясь прежде с personatus и доставляя кантору значительные доходы, эта должность, после уничтожения vitae canonicae (см. выше стлб. 404–407), стала исполниться через заместителя кантора (chorvicarare, servitium chori), самому же кантору принадлежит только высший надзор за своими помощниками и порядком, касающимся пения во время богослужения.

У евреев кантором называется также певец при богослужении в синагогах.

П. Смирнов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle