Источник

Иоасаф Кроковский, митрополит киевский и галицкий и Малой России

Иоасаф Кроковский († 1718 г.), митрополит киевский и галицкий и Малой России. Время и место рождения И. К. неизвестны. Учился он в Киево-Могилянской коллегии до 1670 г., в ректорство Варлаама Ясинского, который впоследствии всегда был его покровителем. Около 1673 г. И. К. отправился для довершения образования на запад, где слушал лекции в разных заграничных высших учебных заведениях, причем курс философии и богословия прошел в известной римской академии. По возвращении из-за границы в Киев, И. К. принял монашество в Киево-Печерской Лавре и вслед за тем вскоре сделался профессором Киево-Могилянской коллегии. Как человек редких способностей и выдающегося педагогического таланта, И. К. заявил себя на профессорской кафедре с отличной стороны. В 1683 г. он преподавал риторику, а в 1685–89 г.г. вел двукратно философский курс в коллегии и был префектом ее. В начале 1689 г. И. К, оставаясь префектом коллегии, был избран игуменом киевского Пустынно-Никольского монастыря. С начала 1689–90 учебного г. И. К. был назначен ректором Киево-Могилянской коллегии и первым открыл в ней чтения по богословию, которое до тех пор не преподавалось в киевской коллегии. Первое ректорство И. К. в Киево-Могилянской коллегии было непродолжительно (около одного года). В начале 1693 г. И. К., оставаясь игуменом киевского Пустынно-Никольского монастыря, был вторично назначен ректором Киево-Могилянской коллегии и вместе игуменом Киево-Братского монастыря. Вторичное ректорство И. К. продолжалось до 1697 г. и было весьма благодетельно для Киево-Могилянской коллегии. Немедленно по вторичном вступлении на ректуру, он твердой рукой начал приводить в порядок расшатанные экономические дела коллегии и, точно определив имущественную наличность монастыря, позаботился об укреплении ее официальным путем, что, в виду постоянных столкновений и споров из-за некоторых поместий, являлось делом неотложным.

Но главной заслугой И. К. для родной коллегии было исходатайствование для нее, перед. правительством, прав высшего учебного заведения, которыми Киево-Могилянская коллегия не пользовалась при польском владычестве, или – точнее – пользовалась не долго и tаcite, не имея на то соответствующей грамоты. С ходатайством о правах для коллегии И. К. лично отправлялся в Москву в конце 1693 г. и в начале 1694 г. Здесь он был ласково принят и 11 января 1694 г. получил две монаршие грамоты, из коих одной укреплялись за Киево-Братским монастырем принадлежавшие ему поместья и угодья в границах, указанных в челобитной, а другою предоставлялись коллегии разные права, в том числе и право высшего учебного заведения. Игуменство И. К. в Киево-Братском и киевском Пустынно-Никольском монастырях ознаменовано значительным благоустройством их извне и внутри, при чем в обеих обителях при нем были устроены, на средства гетмана Ив. Мазепы, величественные каменные церкви, существующие и теперь. В 1697 г. И. К. был избран архимандритом Киево-Печерской Лавры, которую он в десятилетнее свое управление значительно устроил. 19 октября 1707 г. И. К. был избран в Киеве, а 15 августа 1708 г. был посвящен в Москве в сан киевского митрополита. И. К. управлял киевской митрополией-епархией в одну из самых тяжелых эпох ее жизни. В своей церковно-общественной деятельности И. К. явил себя архипастырем весьма деятельным и ревностным защитником своей православной паствы, находившейся под польским владычеством, и мудрым и тактичным умиротворителем возмущенной изменой Мазепы и введением новых церковно-гражданских порядков Малороссии. Конец его жизни был весьма печален. Царевич Алексей Петрович, во время допроса, напрасно оговорил, – в числе других киевских духовных лиц, – и И. К. в сочувствии его делу. По приказу Петра I, больного архипастыря взяли и повезли в С.-Петербург. Его успели довести только до Твери, где он 1 июля 1718 г. скончался, а через несколько дней после того получился царский указ о возвращении И. К. в Киев, так как царевич А. П. сознался, что он напрасно оговорил И. К. И. К. был глубоко ученый архипастырь. Богословские лекции его пользовались известностью. Ему принадлежит составление акафиста св. великомуч. Варваре. Он принимал участие в рассмотрении «Пращицы» Питирима нижегородского, направленной против раскола.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle