Иоасаф II, седьмой по счету в ряду патриархов московских
Иоасаф II, седьмой по счету в ряду патриархов московских, преемник Никона и участник в соборном суде над ним. О жизни Иоасафа до занятия им патриаршего престола имеются лишь очень скудные сведения. Судя по прозванию: «Новоторжец», с каким он упоминается в звании архимандрита Троицко-Сергиева монастыря (см. Строева, Списки иерархов, стр. 139), можно догадываться, что он был родом из нынешней тверской губернии и, б. м., принял пострижение в одном из трех монастырей, существовавших в городе Торжке и его окрестностях. О времени рождения его нет прямых указаний, но нужно думать, что оно падает не на самые последние годы XVI столетия, так как в 60-х годах XVII в. он был уже дряхлым старцем. Ранее избрания своего на патриаршество Иоасаф был архимандритом сперва Рождественского монастыря в г. Владимире (1654 г.; Строев ibid., стр. 663), а затем (с 25 апр. 1656 г.) – Троице-Сергиевой Лавры. Здесь он сделался известен царю Алексею Михайловичу, питавшему большое уважение к своему усердному «богомольцу», молитвенному предстательству которого с монастырской братией приписывает он в одной дошедшей до нас грамоте (см. у прот. А. В. Горского, Историч. опис. Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, стр. 131–133) победу своей рати над поляками. В звании Троицкого архимандрита Иоасаф присутствовал на соборе 1660 г., определившем считать Никона окончательно оставившим патриарший престол, и его подпись имеется под соборным приговором (см. Дело о п. Никоне, изд. Археогр. Коммисс., Спб. 1897, стр. 94–111). В 1666 г., – подобно другим участникам происходившего тогда, по поводу возникших в церкви смут, собора русских иерархов, – он дал собственноручную запись о том, что признает восточных патриархов православными, без сомнения приемлет греческие книги – печатные и древние рукописные – и считает собор 1654 г., определивший источники и приемы книжно-обрядовых исправлений при п. Никоне, за истинный (запись напечатана в цит. изд., стр. 258). В конце того же года мы встречаем его в числе духовных лиц, принимавших участие в соборном суде над Никоном (там же, стр. 441). По низложении последнего, Иоасаф, вместе с двумя другими кандидатами (тихвинским архим. Корнилием и келарем Чудова монастыря Саввой) был преднамечен ему в преемники; 30 января 1667 г. он был избран, а 10 февраля возведен на патриарший престол.
Преклонный возраст новоизбранного патриарха, не обладавшего к тому же, по его собственному заявлению, ни книжной ученостью, ни склонностью к широкой церковно-административной деятельности, мало соответствовал тогдашним обстоятельствам русской церковной жизни, требовавшей энергичного руководителя в лице верховного архипастыря. Наиболее крупным событием, падающим на самое начало патриаршества Иоасафа II, был знаменитый собор 1667 г., осудивший (в заседании 13 мая) упорных противников книжно-обрядового исправления, «яко еретиков и непокорников», и издавший ряд других важных постановлений: об умножении числа русских епархий, ограничении подсудности духовенства светским чиновникам, о некоторых подробностях богослужебно-обрядового строя и церковной практики, о мерах к поднятию нравственного уровня как духовенства – белого и черного, так и мирян; на этом же соборе состоялась отмена установленного при патр. Филарете правила о перекрещивании католиков при обращении их в православие. Соборные определения, разнообразные по форме и писанные на отдельных свитках, были переписаны затем в «книгу соборных деяний», разделенную на XI глав, и напечатаны при Служебниках 1667 и 1668 г.г.; впоследствии они неоднократно были переизданы (лучшее издание во II т. «Материалов для ист. раск.» проф. Н. И. Субботина, стр. 187–430). Личное участие новоизбранного патриарха в ходе соборных занятий и влияние его на решение обсуждавшихся вопросов едва ли могло быть значительно, так как первенствующая и руководящая роль принадлежала присутствовавшим на соборе восточным патриархам (Паисию александрийскому и Макарию антиохийскому); кроме того, и последующие обстоятельства не дают основания видеть в Иоасафе ревностного сторонника некоторых из соборных постановлений. Так, из проектированных собором 19 новых епархий при нем была открыта лишь одна белгородская, с титулом митрополии. Не видно также, чтобы им принимались какие-нибудь меры к повсеместному заведению училищ, на что присутствовавшие на соборе восточные иерархи справедливо указывали, как на одну из действительнейших мер для борьбы с расколом. Более деятельно проводились им в жизнь постановления собора о неподсудности духовенства светским судьям и о внешнем благоповедении лиц духовных, запрещение признавать нетленные тела святыми мощами без достоверного свидетельства и т. п.
Из мер, направленных против старообрядческого раскола, окончательно обособившегося после соборного приговора и ставшего в открытую оппозицию к церковной и государственной власти (Соловецкий бунт), нужно отметить издание полемического труда: «Жезл правления», составленного Симеоном Полоцким (1667 г.). Широкая распространенность раскольнических заблуждений заставляла патриарха применять санкционированные собором карательные средства не только к открытым последователям раскола, но и к лицам, сочувствующим ему, из числа православных. В 1668 г. священники нескольких приходов были им лишены должностей, а просфорницы подвергнуты монастырскому заключению – за то, что последние приготовляли просфоры с осмиконечным крестом, а первые служили на них по старопечатным книгам. По этому поводу Иоасаф разослал от себя «глас священноначальникам», содержащий наставление о том, как следует относиться к раскольникам. Известны также заботы патриарха о правильном писании икон, памятником чего, кроме посланий к самому царю и «царскому изуграфу» Симону Ушакову, явилась «Выписка от Божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя» (Москва 1668). Из письменных произведений, – кроме названных, – с именем этого патриарха известны: «увещательная грамота» к раскольникам, такая же грамота к малороссийскому народу (по поводу смут Брюховецкого) и духовное завещание, – все три в ркп. моск. синод. б-ки. Исправление книг на основах, положенных при п. Никоне, продолжалось и при Иоасафе: в 1667 и 1668 гг. издан был «Служебник» с приложением «соборного свитка» 1667 г.; в 1670 г. напечатана «Цветная триодь», сверенная с греческим подлинником, а в 1672 г. «Постная триодь», вновь переведенная с греческого языка. Миссионерская проповедь православной веры сделала при нем новые успехи в пределах восточной Даурии и на европейском севере – между зырянами, самоедами и жителями Новой Земли. – Престарелый Иоасаф правил русской церковью только 5 лет, именуясь «патриархом всероссийским»; скончался 17 февраля 1672 г. и погребен в московском Успенском соборе.
И. Громогласов