Источник

Иоасаф 1-й, четвертый патриарх всероссийский

Иоасаф 1-й, четвертый патриарх всероссийский, по своему происхождению принадлежал к сословию «детей боярских». Иноческое пострижение он принял в Соловецком монастыре, в 1621 г. назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита, а 1-го января 1627 г. хиротонисан в архиепископа новгородского. Строгое исполнение иноческих обетов, благочестие, кротость и смирение, постоянно отличавшие псковского архиепископа, побудили патриарха Филарета избрать последнего своим преемником. 6-го февраля 1634 г. совершилось поставление архиепископа Иоасафа в патриарха московского и всея России. Церковно-административная деятельность патриарха Иоасафа выражалась преимущественно в двух направлениях. Духовенство, ведя жизнь, не соответствовавшую духовному сану, вместе с тем крайне нерадиво относилось к совершению богослужения и слишком злоупотребляло так называемым многогласием в церковном чтении и пении. Поведение мирян в храме также много оставляло желать лучшего, а некоторые из них из-за корыстных целей старались казаться благочестивыми подвижниками и даже юродивыми, чем, конечно, доставляли немалый соблазн для истинно верующих и богобоязненных людей. Для пресечения этих и подобных им беспорядков патриарх Иоасаф 14-го августа 1636 г. издал «Память» на имя своего тиуна Ивана Манойлова и поповского старосты московского Никольского попа Панкратия для объявления другим московским старостам и чрез них всему московскому и ближайшему загородному духовенству. В «Памяти», между прочим, запрещалось без нужды пользоваться при богослужении многогласием, рекомендовалось духовенству усилить проповедническую деятельность, в богослужении по возможности сообразоваться с преданием св. Апостолов, св. отцов и с церковными правилами, молодых и холостых пономарей не держать при церкви, мирянам не позволять входить в алтарь и т. д. В заключении «Памяти» предписывалось поповским старостам возможно чаще напоминать духовенству об ее содержании и о нерадивых членах клира доносить патриарху (точный текст «Памяти» см. в «Актах Археографической экспедиции» т. ІІІ-й № 264). Кроме нерадивого отношения к своим прямым обязанностям, среди духовенства патриархии замечался и другой серьезный недостаток: ссоры и споры из-за местничества при соборном служении. Архимандрит нижегородского Печерского монастыря Макарий, наблюдавший по поручению патриарха за нижегородским духовенством, доносил однажды патриарху, что нижегородское и преимущественно высшее духовенство – архимандриты, игумены и протопопы, не желая уронить своего достоинства, часто не являются в собор к богослужениям по высокоторжественным дням, так как соборные протопопы не дают им места, соответствующего их положению. Подобные же недоразумения случались и в Москве, когда «власти», т. е. архиереи и настоятели монастырей, приезжали сюда для участия в каком-либо соборном заседании и для отправления чреды священнослужения. Для устранения на будущее время таких споров из-за местничества патриарх Иоасаф составил «Лествицу властем», в которой определенно указывалось сравнительное достоинство всех русских архиереев и настоятелей 46 важнейших монастырей, призывавшихся иногда в Москву для участия в соборных заседаниях. Характерной отличительной особенностью этой «Лествицы» служит то, что принципом, определяющим ранг того или другого настоятеля монастыря, является не личность и заслуги самого настоятеля, а значение управляемого им монастыря. Вследствие такой постановки местнического вопроса некоторые игумены, напр. Кирилло-Белозерский, Московский-Богоявленский, были поставлены выше некоторых архимандритов («Лествица властем» напечатана в «Описании Соловецкого монастыря» т. III, стр. 263. 267).

Патриарх Иоасаф, – далее, – весьма ревностно продолжал дело своих предшественников по исправлению и печатанию богослужебных и других книг церковного характера. Правда, исправление в силу необходимости велось еще на прежних началах: патриарх выписывал из монастырей старинные славянские рукописи и хороших справщиков из добрых старцев, черных священников и диаконов, которые были бы «житием воздержательны и крепкожительны и грамоте горазди», а сам патриарх, по-видимому, не принимал непосредственного участия в сличении рукописей, но печатание книг количественно развилось значительно по сравнению с прежним временем, что обусловливалось отчасти умножением печатных станков в московской типографии. Всех книг в патриаршество Иосафа было издано 23, из них некоторые выдержали несколько изданий, некоторые перепечатывались с ранее изданных – одни без изменений, другие, напр., Требник 1639 г., с существенными изменениями. Впервые при патриархе Иоасафе были изданы следующие семь книг: азбука, анфологион, трефолой, трефологий со службами собственно русским святым, потребник иноческий, святцы и житие св. Николая Чудотворца со службой ему. Вскоре после смерти патриарха, но, вероятно, еще по его раннейшему предложению в первый раз были напечатаны Пролог за первую половину церковного года и книга Маргарит.

По своему государственному значению патриарх Иоасаф, конечно, и не может быть сравниваем с его предшественником. Патриарх Филарет сознавал исключительность своего положения, как ближайшего сподвижника царя по управлению государством, и полагал, что притязания его преемника (если бы таковые были) на прежние светские правительственные полномочия московского святителя могли бы внести в жизнь нежелательные осложнения. Поэтому-то выбор патриарха Филарета и остановился на кротком и смиренном архиепископе псковском, который уже по складу своего характера не мог с решительностью высказываться за удержание за московским патриархом некоторых функций светского правительства. И, действительно, патриарх Иоасаф был «к царю не дерзновенен», не имел титула «великого государя» и вообще не вмешивался в дела московского светского правительства, если последнее само не просило святительского совета по тому или другому вопросу, как это случилось, напр., во время обострившихся отношений царя Михаила Феодоровича к крымскому хану. Резюмируя же значение деятельности патриарха Иоасафа, можно сказать, что эта деятельность не оставила серьезного следа в жизни Руси того времени.

Святитель Иоасаф скончался 28 ноября 1641 г. и погребен в московском Успенском соборе.

Общие очерки о жизни и деятельности патриарха Иоасафа I-го см. в Истории русской церкви м. Максирия т. XI, стр. 75 – 94, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского III (Москва 1889), стр. 86–87.

Свящ. Н. Писарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle