Иоанн Шушерин
Иоанн Шушерин, иподиакон при патр. Никоне и автор известного «Жития» этого иерарха. Биографические сведения о нем исчерпываются теми немногими данными, какие мимоходом сообщены в названном произведении, да двумя-тремя упоминаниями в современных официальных документах. Родиной И. Ш. был Великий Новгород, где он и сделался впервые известен Никону в бытность здесь последнего митрополитом. Во время бунта 1650 г. еще малолетний Иоанн, в числе других митрополичьих «домочадцев», перенес не мало неприятностей от новгородских мятежников. Дальнейшие обстоятельства его жизни тесно связаны с переменами в судьбе его высокого покровителя: с детства воспитанный знаменитым иерархом и возмужав «при бедре его», И. Ш., в звании патриаршего «поддиака», был одним из близких людей к «великому государю» – патриарху в пору его беспримерного могущества и сохранил неизменную преданность своему благодетелю в тяжелую годину бедствий. После добровольного оставления Никоном патриаршего престола (в 1658 г.) И. Ш. удалился вместе с ним в Воскресенский монастырь и здесь был свидетелем трудов патриарха по устроению этой обители; он же, в числе немногих приближенных лиц, сопутствовал Никону при вызове его на суд вселенских патриархов (в 1666 г.). Арестованный при самом въезде в Кремль, И. Ш. был представлен к царю и лично им подвергнут расспросу о «недоведомых вещах», а затем отослан в приказ тайных дел, где и просидел 11 дней. После того он еще более трех лет оставался в Москве «за крепкою стражею» в качестве важного свидетеля при расследовании разных обстоятельств, связанных с делом п. Никона, Так, в апреле 1667 г. он привлекался, вместе с другими лицами, к допросу по делу о еврее-выкресте Дамиане, обвинявшемся в том, что он продолжает «держать жидовскую веру по прежнему» (Дело о патр. Никоне, изд. Археогр. Коммис., стр. 319).
Пребывание «за разными стражи» в Москве сменилось ссылкою в Новгород, где И. III. пробыл 10 лет, Отсюда он был освобожден, уже в царствование Феодора Алексеевича, по ходатайству большой почитательницы п. Никона, царевны Татьяны Михайловны. Взятый ею к Москве в звании крестового дьяка и пользуясь ее широким покровительством, И. Ш., одушевляемый благодарной памятью о своем благодетеле, показал много усердия о завершении постройки соборного храма с приделами в Воскресенском монастыре. О размерах его пожертвований на этот предмет дает некоторое понятие запись в одной из описных книг монастыря – за 1685 г. (см. архим. Леонида, Историч. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, стр. 264). В. этой обители желал он найти и место последнего упокоения неподалеку от гробницы великого патриарха. Желание это осуществилось: скончавшийся – нужно думать – в 80 годах XVII в., И. Ш. похоронен. в притворе церкви Михаила Архангела (внутри соборного Храма Воскресения), приведенной к окончанию усердием его и сына его Михаила. – Написанное Шушериным «Житие святейшего патриарха Никона» составлено им, вероятно, уже в последние годы жизни. О многом И. Ш. рассказывает, как очевидец, об остальном – со слов самого патриарха или близких к нему лиц, деливших с ним годы изгнания. Это дает сочинению, несмотря на его явно апологетический и отчасти панегирический характер, значение весьма важного первоисточника для истории знаменитого иерарха. «Житие» дошло до нас в довольно большом количестве списков, которые почти все принадлежат XVIII веку, и было три раза издано печатно: дважды в Спб. (в 1784 и в 1817 г.г.) и один раз в Москве (1871 г.).
И. Громогласов