Иоанн Лейденский
Иоанн Лейденский – собственно Ян Бёккельсен (Beuckelsen) или Боккольд – незаконный сын одного голландского крестьянина (старосты) и крепостной родился в Лейдене в 1510 г. Отец отдал его на выучку портному, но молодого юношу больше привлекали книжки. Тогда в Голландии процветал гуманизм и были распространены многочисленные клубы риторов – «редереров». Иоанн стал членом одного из этих клубов, сам сочинял стишки, комедии и сам же актерствовал.Но более всего он увлекался Библией и сочинениями мистиков перекрещенцев Ф. Мюнцера и М. Гофмана. Живой юноша интересовался чужими странами, отправился путешествовать, посетил Фландрию, Англию, был в Любеке, Мюнстере, Лиссабоне. Нигде не пристроившись, вернулся в Лейден, женился на вдове одного моряка и открыл кабачок под вывеской «Трёх селедок», но скоро обанкротился. В это время он услыхал проповедь Яна Маттисена, его заманчивые обещания о наступлении царства Божия на земле, о непосредственных откровениях Божиих, о всеобщем равенстве и т.п., и увлеченный проповедью, примкнул к Маттисену. Оба вместе они явились в Мюнстер, как пророки Илия и Енох, для проповеди и устройства царства нового Сиона. Католики и протестанты были побеждены и изгнаны из города. Началось царство «святых». Частная собственность была отменена. Деньги и всё имущество были вручены совету и пророкам: всё стало общим. Для заведования общим достоянием было избрано семь диаконов. Трапеза уже стала общей. Совет, как неподходящее место для нового Израиля, исчез; его место заняли двенадцать старейшин, которые во время своих заседаний имели перед собой Библию. Но высшая власть принадлежала пророку Маттисену; к тому же стремился и Иоанн Бёккелсен с большой энергией и ловкостью. Для этого он обладал всеми качествами. Молодой, красивый юноша, красноречивый, находчивый, начитанный в Библии, смелый и вкрадчивый в обращении, он сразу располагал к себе. Выйдя из народа он понимал его, умел говорить его языком и действовать на него.
Когда Маттисен был убит во время вылазки против осаждавшего город епископа графа Вальдека, Иоанн объявил, что по бывшему ему откровению, назначен был преемником Маттисена. Но этого было мало. Другой пророк Дузентшур объявил откровение, возвестившее ему, что Иоанн назначен от Бога быть царем нового Израиля, призван покорить всю вселенную и воздвигнуть павший престол Давидов. Признанный в этом сане, Иоанн стал организовывать в Мюнстере теократическое правление, руководствуясь собственными фантазиями и указаниями Ветхого Завета. «Иоанн, Божией милостию царь нового Израиля», – как именовал себя Беккельсен, – окружил себя невиданной пышностью: носил две короны (императорскую и королевскую), золотое кольцо, печать, скипетр, меч в золотых ножнах, золотые шпоры, на шее красовалась толстая, золотая цепь с шаром земным, на котором лежали два скрещенных меча, означавшие полноту светской и духовной власти и крест с надписью: «один рыцарь справедливости всюду». Это герб Сиона. Новый царь чеканил монету с надписью D. W. W. F. (Das Wort ward Fleisch – «Слово стало плотию»). Его «Сион» – роскошный дворец – охранялся стражей, телохранителями, которые следовали за царем всюду, разгоняя народ, падавший ниц пред наследником Давида. Здесь господствовал строгий церемониал с преклонением колен, целованием руки; кишел целый придворный штат. На площади пред дворцом возвышался престол, где царь, окруженный ослепительным великолепием, творил суд. Здесь же устраивались вечери любви, во время которых царь и царица прислуживали братьям и сестрам. Тут же издавались законы. – Установлен был самый строгий порядок. Совет старейшин издал «новую скрижаль» из 13 заповедей, регулировавших жизнь граждан Сиона. Было введено многоженство. Иоанн возвестил по откровению: мужчина имеет право брать жен, сколько захочет; ни одна женщина не должна оставаться без мужа. В оправдание Иоанн приводил примеры патриархов. – Так привлекал Бёккельсен приверженцев, поощряя их чувственность и разделяя с ними те блага блеска и власти, какими пользовался, на недовольных же действовал средствами террора, иногда собственноручно казнил возмущавшихся.
Иоанн Бёккельсен всех воодушевил к борьбе с епископом, осаждавшим город вместе с союзными князьями; сделал попытку вызвать движение в пользу перекрещенства в соседних странах. Были посланы им во все страны «апостолы», чтобы возвестить пришествие «царя Сиона». Проповедь вызвала восстания анабаптистов в некоторых городах, но они скоро были усмирены. Мюнстер, не получая помощи, был обречен гибели, но, одушевляемый самим царем, защищался так отчаянно, что только благодаря измене он был взят 25 июня 1535 г. Иоанн забрался было в сторожку у ворот, чтобы бежать ночью, но один ребенок указал на него и он был захвачен живым. Вальдек долгое время держал Иоанна в плену, делал попытку обратить его, прислав двух проповедников, которым бывший царь отвечал с большим искусством. Иоанн сделал только одну уступку, признал веру во Христа выше добрых дел и личных толкований, он настаивал на многоженстве, искусно толкуя слова Ап. Павла. О тысячелетнем царстве говорил, тысячелетнее царство Христа придет, но мюнстерский Сион был лишь его суетным, мертвым прообразом, хотя не я его выдумал, а пророк. Но он готов был умереть отвергая крещение детей и пресуществление. Иоанн обещал только, если его помилуют, вечно молчать об этом и уговорить к тому же всех «святых». После долгого заключения 22 января 1536 г. Иоанн был казнен на той самой площади на которой стоял трон его. Невыразимые муки раскаленными щипцами Иоанн вынес с непоколебимым мужеством фанатика. Трупы его и его сподвижников в железных клетках высоко на Ламбертовской башне долго служили ужасным памятником Мюнстера.