Казимир IV
Казимир IV, король польский и великий князь литовский, сын Владислава Ягелла (1427 – 1492 гг.). Посланный в 1440 г. своим братом, королем польcким Владиславом, в Литву в качестве наместника, он был против желания поляков провозглашен литовцами князем. А в 1447 г., будучи избран в польские короли, К. IV принужден был принять корону вопреки желанию литовцев, старавшихся отстоять свою самостоятельность. Поставленный судьбою между противоположными стремлениями Польши и Литвы, К. IV проявил политический такт в согласовании их интересов и в устранении поводов к войне. Путем войны и Торнского мира с немецким орденом (1466 г.) К. IV приобрел для Польши Поморское, Холмское, Мальборгское воеводства, княжество Варвию и несколько городов. В войнах с Москвой (Василием Темным и Иоанном III) опирался на союзы с Золотой Ордой, Тверью, Новгородом.
В истории русской церкви имя К. IV связано с окончательным разделением ее на две митрополии – московскую и литовскую. Когда, спустя несколько лет по оставлении России м. Исидором, принявшим флорентийскую унию, был поставлен в западнорусские митрополиты его ученик Григорий Болгарин, то папа Казимиру IV именно поручил водворение его на киевской кафедре с подчинением ему всех епархий, находившихся под властию короля. К. IV действительно принял Григория и отдал ему в управление все девять западнорусских епархий (черниговскую, полоцкую, смоленскую, туровскую, луцкую, владимирскую, холмскую, галичскую и перемышльскую), хотя в договоре с князем московским Василием Васильевичем (1449 г.) условился признавать единым митрополитом Руси, кто будет люб им обоим, а в 1451 г. дал м. Ионе грамоту на управление литовскими епархиями. Теперь, забывая об этом, он и самого Василия Темного увещевал признать м. Григория (см. «Энц.» IV, 687–689: «Григорий Болгарин»). Но когда Григорий отрекся от унии с Римом, в интересах которой был послан в 3. Россию, и вошел в общение с константинопольским патриархом, – не видно, чтобы эта измена озаботила К. IV и если он после смерти Григория не принял присланного из Царьграда митрополита Спиридона Сатану и даже заключил его в тюрьму, то, быть может, потому только, что при избрании его не были приняты во внимание желания ни его, короля, ни литовской паствы.
В отношениях к своим православным подданным К. IV вообще старался быть справедливым. Еще в 1440 г. он дал некоторые торговые привилегии жителям Вильны как римской, так и русской веры, а в следующем году подтвердил тем и другим магдебургское право. В 1456 г. он дал подтвердительную грамоту галицко-русскому духовенству, дворянству и прочим жителям на все прежние их права и вольности, а в 1457 г. пожаловал такую же грамоту литовскому, русскому и жмудскому духовенству и прочим жителям, без всякого различия по вере, уравняв их в правах с соответствующими сословиями короны польской; несмотря на городельское постановление. Были и другие подобные грамоты. И если иногда сам К. IV нарушал права и вольности православной церкви, то общий тон его отношений к ней нельзя не признать благожелательным. Что же касается свидетельства иезуитов Скарги и Кулиша об изданном К. IV в 1480 г. запрещении православным строить новые храмы и чинить старые, то если оно и было объявлено им в угоду сыну, фанатичному королевичу Казимиру († 1484 г.), то в действительности это не помешало православным воздвигать церкви.
Е. Харлампович