Источник

Кадило

Кадило (от глагола кадить-чадить; греч. θυμιατήριον, лат. thuribulun) – бого-служебный сосуд для воскурения, – каждения фимиамом. В настоящее время оно в большинстве случаев имеет вид чашечки, закрываемой крышкою. К ее бокам прикрепляются три-четыре, более или менее длинные, цепочки, за которые держат кадило при каждении. Одна из цепочек прикрепляется также к крышке для ее поднимания при всыпании в сосуд углей и ладана. Кадила современной формы, только без крышки, становятся известными по памятникам X – XI вв. Таковы их изображения в Месяцеслове императора Василия (1 часть, стр. 63. 146. 160. 192. 210; 2 часть, стр. 4. 137. 140. 142. 180) и в мозаике XII в. церкви Рождества Христова в Вифлееме. Несмотря на свою сравнительную древность, современная форма кадила не есть первоначальная. Кадило древней формы не имело цепочек и представляло различных размеров и формы сосуд (одна из кадильниц, подаренных Константином вел. Латеранской церкви в Риме, весила 15 фунтов, другая 30), то укрепляемый на более или менее высоком стержне, то имевший для ношения рукоятку (см. сл. «кацея»), то обходившийся и без нее. Древнейший образец кадила подобного типа, относимый археологами к IV в., хранится в музее в Мангейме. Подобно другим богослужебным принадлежностям, кадилу усвояется таинственное знаменование: «Кадильница, – говорит константинопольский патриарх Иоанн Постник († 595 г.), – означает составное естество Христа: сосуд указывает на человечество, угли же на существо божества» († проф. Н. Ф. Красносельцев, Сведения о некоторых литургических рукописях, стр. 309). По объяснению патриарха Германа, она знаменует, кроме того, ложесна Девы Марии, а также купель крещения (ibid., стр. 349–350). Совершенно иное значение усвояет ей Симеон солунский. «Кадило, – замечает он, – служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный ему, ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет и воду и земные произведения, как-то хлеб, вино и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздух» (Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения II, стр. 188).

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle