Кабанов
Кабанов, Иларион Георгиевич, более известный под усвоенным им себе прозванием Ксеноса (Θένος), один из выдающихся старообрядческих деятелей второй половины XIX в., автор знаменитого в истории старообрядчества «Окружного Послания», разделившего последователей раскольнической Белокриницкой иерархии на две партии: окружников и противоокружников, родился в 1819 г. в калужской губ. и в молодых еще годах, по влечению к уединенной жизни, ушел в Лаврентьев монастырь (могилевск. губ., неподалеку от известной раскольн. слободы Ветка); здесь богатая библиотека дала возможность пытливому юноше приобрести ту широкую начитанность, которою он так славился впоследствии. Отсюда, – вероятно, после закрытия названного монастыря (в 1844 г.), – он перешел в Покровский монастырь (черниг. губ.), а после обращения последнего в единоверческий (в 1847 г.) поселился в стародубской слободе Полосе, неподалеку от посада Клинцов. Главным вопросом, волновавшим в то время раскольничий мир, было уяснение отношения к учрежденной незадолго перед тем (в 1846 г.) так наз. Австрийской или Белокриницкой иерархии. Кабанов с самого начала отнесся к ней с некоторым сомнением; как верный последователь «диаконовских» воззрений (см. «Энц.» II, стлб. 1228), всего более недоволен он был тем, что первоначальник этой иерархии, Амвросий, был принят по второму чину, чрез миропомазание. К этому присоединилось затем еще новое основание для сомнений, заключавшееся в том, что первые иерархи австрийского поставления, явившиеся в России (Софроний Жиров и Антоний Шутов), были люди, пропитанные беcпоповщинскими мнениями (находившими) тогда большое число сторонников и среди поповцев), – якобы Иисус, в Которого верует греко-российская церковь, есть антихрист, а четвероконечный крест – его печать, будто царство антихриста уже наступило и потому не следует молиться за царя, как слугу антихристова.
Вполне сознавая то неисходное противоречие, в какое впадали не только последователи Австрийской иерархии, но и вся беглопоповщина с ее двухвековою историей принятия рукоположенных в мнимоантихристовой церкви, Кабанов надеялся найти выход из него в том, что сами иерархические вожди старообрядчества соборно осудят богохульные беспоповщинские учения и тем облегчат признание законности нового священства. В этих видах он и взял на себя труд составить от имени старообрядческой иерархии «Окружное Послание», адресованное «возлюбленным чадом единыя святые, соборныя, апостольския, древле-православно-кафолическия церкве» и направленное против упомянутых лжеучений. В начале 1862 г. составитель прибыл в Москву с готовым текстом «послания», которое и было опубликовано 24 февраля за подписью четырех старообрядческих епископов и нескольких священников. Радость Кабанова по этому поводу оказалась, однако, преждевременной: «послание» не только не содействовало умиротворению в среде последователей новоучрежденной иерархии, но еще послужило причиной больших споров и разделений, при чем сам верховный глава этой иерархии, белокриницкий митрополит Кирилл, то становился на сторону «послания», то издавал акты о его уничтожении. В ответ на один из них составителю «послания» уже в следующем году пришлось составлять обширное «Омышление» от имени старообрядцев, жительствующих в разных посадах и слободах черниговской и могилевской губ.; вероятно, около этого же времени начат им другой, еще более обширный и оставшийся неоконченным, труд под заглавием: «Устав, или краткое изложение догматов и преданий церковных». В 1864 г. Кабанов прожил некоторое время в Петербурге, занимаясь в Имп. Публ. Библиотеке подбором свидетельств об имени Христа Спасителя; тогда же по его инициативе составился старообрядческий кружок Филалифисов (+θιλαλήθης – любитель истины, истиннолюбец), поставивший своею задачей – по словам одного из его участников – «всеми силами защищать Иисуса, гонимого неокружниками, и Исуса, порицаемого полемическими книгами». В Петербурге же составлены были «убогим Ксеносом» десять «вопрошений» посланникам белокриницкого митрополита Иоасафу и Илии по поводу недоумений и споров из-за «Окружного Послания». В защиту последнего написан был им, по возвращении в Москву, целый ряд других произведений: «Вопль Окружного Послания», «Апология Окр. Посл. противу мнимособорного определения», «Разбор» этого определения, «Отклик на слово примирения» и немалое число частных писем к разным лицам. В марте 1870 г., утомленный борьбой за «Окружное Послание», Кабанов переселился на родину, в калужскую, губ., и с тех пор уже не принимал непосредственного участия в старообрядческих делах, сохранив, однако, живой интерес ко всему, что так или иначе касалось старообрядчества. Особое оживление вызвали в нем известные петербургские чтения «о нуждах единоверия» и полемика, возникшая по их поводу. Года за два или за три до смерти Кабанов поселился снова в Полосе; здесь он и умер 4 декабря 1882 г.
Главное произведение Кабанова – «Окружное Послание» существует в нескольких печатных изданиях. В первый раз оно было напечатано еще в 1864 г. в Молдавии, «в богохранимом граде Яссах, иждивением депутата белокриницкой митрополии инока Алимпия Милорадова»; во второй раз в 1865 г. в Москве (в «Чт. Общ. Ист. и Древн. Росс.и 1865 г., кн. 3); затем в 1876 г. снова за границей, в Коломые, иноком Николою, с предисловием О. Швецова; последнее и лучшее издание сделано † проф. Н. И. Субботиным, напечатавшим «Послание», с приложением «Устава» и «Омышлении», в «Братск. Слове» (1885 г., т. II и 1886 г., т. I) и отдельно (М. 1885). Им же изданы и остальные вышепоименованные сочинения Ксеноса: «Вопль», «Апология», «Разбор» и «Отклик» в приложении к 1 вып. «Современной летописи раскола» (Москва 1869), «Вопрошения» Иоасафу и Илии («Братск. Сл.» за 1884 г., т. I, стр. 301 – 318) и некоторые письма (там же, стр. 355–366 и др.).
И. М. Г-в