Кабанис
Кабанис (Пьер-Жан-Жорж) род. в 1757 г., ум. 1808; с 14 лет занялся в Париже изучением древних и новых классиков, а также сочинений Вольтера и Руссо, на 16-ом году отправился с виленским князем-епископом Масальским в Варшаву в качестве его секретаря, вскоре сделался профессором изящных наук в тамошней Академии, а в 1775 г., имея около 18 лет, почувствовал «презрение к людям и глубокую меланхолию» и вернулся в Париж, где некоторое время и после занимался литературой (в 1797 г. появилось его «Меélanfes de lиttérature allemande»). Благодаря дружбе своего отца с министром Тюрго, он был представлен последним вдове Гельвеция, а на ее журфиксах лично познакомился с Гольбахом, Кондильяком, Дидро и Вольтером. Под влиянием лечившего его доктора, Кабанис сам решил посвятить себя медицине и в 1787 г. действительно получил степень доктора медицины. Во время революции он работал в качестве профессора медицины в Центральной парижской школе и в клинике при Медицинской школе. Для графа Мирабо он написал обширную работу о народном образовании: – некоторые идеи этого исследования уже в ближайшие годы получили свое осуществление при реформе французского школьного дела. Кабанис был женат на свояченице Кондорсе. Как практический врач, он пользовался любовью деревенского населения в окрестностях Отейля (предместье Парижа), где жил и работал. Когда при Директории вместо Академии наук и изящных искусств в 1796 г. был основан национальный институт наук, а в последнем в классе нравственных и исторических наук учреждено было особое отделение для анализа чувственных восприятий и идей, Кабанис сделался членом этого отделения. В течение 1796 и 1797 гг. он читал здесь об отношениях между физической и нравственной природой человека. Эти чтения он опубликовал потом (в 1802 г.) под заглавием «Тraité du physique et du morale de l'homme» в 2 томах; в посмертных изданиях (8-ое было в 1844 г.) слово «Тгаité» заменено словом «Rapports». Руководящая мысль этих исследований выражена Кабанисом еще раньше (в 1795 г.) в сочинении: «Соup d'oeil sur la révolution et la réforme de la médicine» в следующих словах: «В физиологии мы должны искать решения всех проблем и опорного пункта всех истин. Из естественной способности человека к восприятию вытекают идеи, чувства, страсти, добродетели и пороки. Источник морали лежит в человеческой организации, от которой зависят как наша способность восприятия, так равно и образ самого восприятия». Соответствовало этой мысли и общее мировоззрение Кабаниса. «Все явления в мире, – говорит он, – были, суть и всегда будут необходимым следствием свойств материи или законов, управляющих всеми существами». Этой материалистической точке зрения Кабанис, как видно из одного письма его к своему другу Фориелю, не остался верен до конца жизни: он здесь на место всепроникающей мировой души ставит, – по крайней мере, как предмет веры, – обладающую сознанием и волею мировую силу, «intallifence vоulante», а в микрокосме (человеке) – на место простой совокупности душевных функций тела – опять душу, как пребывающую и неразрушимую сущность, подчиненную мировой первопричине.
Кабаниса справедливо называют первым французским писателем, философски и методически занявшимся вопросом об отношениях между физическим и психическим миром. Его основная мысль, что психология есть ни что иное, как физиология, рассматриваемая с некоторых особенных точек зрения, доселе для многих имеет руководящее значение; и уж, во всяком случае, для т. н. физиологической психологии он должен считаться в числе выдающихся ее родоначальников. В своем сочинении: «Du degraé de certitude de la médicine» он предвосхищает учение Клода Бернара о методе биологии.
Из сочинений Каббаниса по-русски существует: «Отношение между физическою и нравственною природою человека», пер. И. А. Бибикова, 2 тт., Спб. 1866.
П. В. Т-в