Источник

Иустин епископ (в мире Михаил Полянский)

Иустин епископ (в мире Михаил Полянский), уроженец воронежской епархии, в 1853 г. окончил курс воронежской Духовной Семинарии со званием студента и 26 сентября 1854 г. рукоположен во священника. Овдовев в 1864 г., он принял монашество и в том же году поступил в киевскую Духовную Академию, по окончании которой в 1869 г. был назначен преподавателем харьковской Духовной Семинарии. В 1870 г. И. получил степень магистра богословия и назначен инспектором Литовской Духовной Семинарии; в 1872 г. возведен в сан архимандрита; в 1875 года назначен ректором костромской Духовной Семинарии; 22 декабря 1884 г. назначен был епископом михайловским, а 10 августа 1885 г. переведен епископом новомиргородским, викарием херсонской епархии; 16 декабря 1889 г. назначен епископом тобольским; в 1893 г. уволен на покой и назначен управляющим раненбургской Петропавловской пустынью рязанской епархии; 10 декабря 1894 г. назначен епископом рязанским, а 14 декабря 1896 г. епископом уфимским; 14 июня 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим раненбургской пустынью, откуда в июле 1903 г. перемещен в Григориево-Бирюков монастырь херсонской епархии, где и умер 26 сентября 1903 года.

Преосвящ. Иустин принадлежит к числу плодовитых писателей. Полное собрание его сочинений вышло в 12 обширных томах (I-X Москва 1895, XI и XII Рязань, 1896 и 1897). Сочинения преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы: 1) догматические: 2) историко-патристические; 3) нравоучительные и 4) гомилетические. Между догматическими трудами преосвященного (III-VІІІ том.) главное место занимает «Православно-христианское вероучение». Труд этот не самостоятелен и вообще научное значение его невелико, но – как пособие для преподавания догматического богословия в семинариях – он удовлетворяет своему назначению, представляя из себя систематический свод русской литературы по догматическим вопросам, написанный простым языком. Другой его крупный догматический труд: « Догматы по Стефану Яворскому» (томы VІІ и VІІІ) в ясном и точном изложении (почти переводе) предлагает догматические воззрения Ст. Я., обращая внимание главным образом на отличительные стороны православного богословия от протестантского. Центральное место между историко-патристическими трудами преосв. Иустина (т. II, стр. 598) занимает довольно обширная монография: «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина» (т. II, стр. 243–402). Сочинение это было напечатано еще в 1859 г. в «Христианском Чтении» и затем вышло и в двух отдельных изданиях в 1874 и 1902 г. в Петербурге. Автор довольно удачно систематизировал аскетическое учение св. Исаака, изложенное у св. отца своеобразным языком и часто без внутренней связи. Слабую сторону сочинения представляет биография Исаака, где автор не воспользовался открытым в 1896 г. J. В. Chabot творением Иезудены, восполняющим отрывочные сведения о житии св. Исаака, хотя и мог бы сделать это во втором издании (см. также отзыв проф. А. А. Бронзова в его соч. «Нравственное богословие в России в течение ХIХ-го столетия», Спб. 1901, стр. 154, и в «Церковном Вестнике» за 1901 г. № 44). В начале II тома дается краткий курс патристики под заглавием: «Светила церкви». После краткого учения об И. Христе, и Апостолах здесь дается ряд кратких жизнеописаний с указанием богословско-литературных трудов всех отцов и учителей Церкви до свв. Кирилла и Мефодия включительно. В этом же томе помещено и несколько отдельных монографий (Нил Сорский, Иустин Философ, Феодор анкирский, Климент анкирский и Димитрии ростовский). Между нравоучительными сочинениями преосв. Иустина следует отметить «Очерки основных положений христианского нравоучения» (т. III, стр. 315–453). Это скорее конспект науки нравственного богословия, чем система. Хорошую сторону этого труда представляет попытка исихологической постановки науки. К нравоучительным же сочинениям преосв. Иустина нужно отнести «Мысли на каждый день года» (весь IX том, стр. 679), «Зерцало православного исповедания свят. Димитрия ростовского» (в 1 т. и отдельно, Спб. 1898; отзыв см. в «Народном Образовании», кн. VI, VII за 1899 г.), большинство статей первого тома, частью вышедших и отдельными изданиями, «Ручная книжка православного христианина» (изд. 2-е, Спб.; 1902; отзыв см. в «Русском Паломнике» за 1901 г. № 48) и многие другие. Проповеди преосв. Иустина содержатся в последних трех томах его сочинений. Частью они принадлежат перу самого автора, частью выбраны из творений наших святителей и наиболее известных проповедников (Димитрия ростовского, Иннокентия херсонского, еп. Феофана Затворника, Димитрия, архиеп. херсонского и др.). См. также панегирический отзыв «О трудах преосв. Иустина, еп. рязанского и зарайского» проф. А. И. Введенского в «Богословском Вестнике» за июнь 1896 г., а равно «Прибавления к Церковным Ведомостям» за 1903 г. № 42, стр. 1634–1635 [но совсем иначе отозвался проф. А. Д. Беляев в «Журналах Совета Моск. Дух. Академии» за 1889-й год (Москва 1890, стр. 55 – 80). Вообще же преосв. Иустин был усердным, хотя едва ли успешным, писателем и, кажется, мало удачным администратором.]

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle