Иосиф (Иоанн Вельяминов-Рутский)
Иосиф Иоанн (в мире Вельяминов-Рутский, униатский митрополит 1614 – 1637 г.), занимает, по справедливости, видное место в ряду высших иерархов западно-русской униатской церкви, для которой он в первое время ее существования сделал много полезного. И. В.-Р. был потомок великорусских бояр Вельяминовых, которые в 1568 г. во время войны между Россией и Польшей перешли от московского царя на сторону Польши. Король польский Сигизмунд II Август наградил братьев Вельяминовых, наделив их имением Рута в новгородском воеводстве. Здесь в 1573 г. и родился от одного из изменивших своей родине и вере бояр Вельяминовых сын Иоанн, получивший двойное прозвание по фамилии отца и по месту своего рождения. Родителями своими И. В.-Р. был воспитан в кальвинизме. Таким образом, ни происхождение, ни первоначальное воспитание его не подавали никаких оснований ожидать, чтобы он впоследствии мог занять высокое положение в униатской церкви. Это последнее случилось таким образом. Во время обучения своего в Вильне И. В.-Р. познакомился с иезуитами, которые совершенно овладели душою впечатлительного, пылкого и умного мальчика. По смерти своего отца (1590 г.), И. В.-Р. отправился заграницу для довершения своего образования, при чем в Вюрцбурге три года слушал лекции по философии. Во все это время он находился под наблюдением и влиянием иезуитов, которые убедили его принять католичество. После того, по совету иезуитов, И. В.-Р. отправился в Рим, где учился в греческой коллегии св. Афанасия. Руководители И. В.-Р. желали воспользоваться им, как хорошо знавшим русский язык, для распространения унии в западной Руси. С этой целью они убеждали его принять «отеческий греческий обряд», т. е. унию. И. В.-Р. не сразу решился на этот шаг. В 1603 г. он отправился из Рима на родину, откуда с одним посольством путешествовал и Москву. Возвратившись в Вильну, И. В.-Р. снова отправился в Рим для того, чтобы заявить о своем решении принять унию. Вслед за тем он был представлен униатскому митрополиту Ипатию Поцею, который тем благожелательнее принял его, что знал его по Риму еще с 1595 г., когда он с Кириллом Терлецким отправлялся к папе для принятия унии. С того времени служебная карьера И. В.-Р. пошла чрезвычайно быстро вперед.
В 1608 г. Ипатий Поцей назначил его сначала своим наместником, а затем архимандритом виленского Троицкого монастыря. Несмотря на то, что униатское духовенство было крайне недовольно таким высоким назначением молодого базилианина и сильно протестовало против этого, Ипатий Поцей в 1611 г. исходатайствовал своему любимцу королевскую грамоту на львовское епископство. Это назначение И. В.-Р. было исключительно титулярное, сделанное в противовес православным, которые тогда добились посвящения своего епископа Иеремии Тиссаровского во Львов, так как И. В.-Р. по-прежнему оставался в Вильне и жил в здешнем Троицком монастыре. В 1613 г. умер Ипатий Поцей и вслед затем на его место был назначен И. В.-Р., получивший утверждение от папы в звании митрополита только через год, в июне 1614 г. И. В.-Р. в течении 23 лет управлял западно-русской церковью. Особенность его управления заключалась в том, что он желал распространять и утверждать унию в Западной Руси не внешними мерами, не насилием и захватами, а улучшением ее внутреннего состояния. С этой целью он в 1617 г. положил основание базилианскому униатскому ордену, который устроил по образцу католических монашеских орденов. И. В.-Р. придавал весьма важное значение деятельности базилианского ордена для распространения и преобразования униатской церкви. И. В.-Р. исходатайствовал у короля грамоту, предоставлявшую базилианам право обучения и образовании русского униатского духовенства и народа, и в конце своей жизни предоставил им монополию на занятие высших иерархических должностей в униатской церкви. В 1626 г. И. В.-Р. учредил семинарию для подготовления кандидатов униатского духовенства. И. В.-Р. скончался 5 февраля 1637 г. в Дерманском монастыре. Годы митрополитствования И. В.-Р. составляют, по общему признанию католических и униатских историков, – замечательную эпоху в истории западно-русской унии. Если первые два униатские митрополиты (Михаил Рогоза и Ипатий Поцей) заботились больше всего о внешнем распространении унии, то И. В.-Р. обращал главнейшее внимание на внутреннее укрепление ее. Лучшее свидетельство и оценку деятельности И. В.-Р. дает папа Урбан VIII, называя его в своей булле «Атлантом унии», «Светильником церкви» и «Русским Афанасием».
Протоиерей Ф. Титов