Иосиф Бобрикович, епископ мстиславский
Иосиф Бобрикович, епископ мстиславский (могилевский, 1633–1634 г.). Время и место рождения И. Б. неизвестно. После воспитания в родительском доме, он поступил в виленский монастырь. Здесь он получил образование в лучшей того времени южно-русской школе, под руководством знаменитого виленского архимандрита Леонтия Карповича. Это образование было, вероятно, восполнено И. Б. путем слушания лекций в польских или в западно-европейских коллегиях. По возвращении в Вильну, И. Б. был проповедником и ректором виленской братской школы. В качестве ректора этой последней, И. Б. был учителем и воспитателем (в самом широком смысле этого слова) двух наиболее выдающихся первых деятелей Киево-Могилянский коллегии – ее ректора Исаии Трофимовича Козловского и префекта Силевестра Коссова. Во время завершения этими последними своего образования в польских и западно-европейских коллегиях, И. Б. находился с ними в дружественной переписке, интересовался их успехами, следил за им душевным направлением и развитием, делал им задушевные советы и т. п. Впоследствии, сделавшись уже игуменом и «ста́ршим» виленского Св. Духовского монастыря, И. Б. часто посещал Киев, вел оживленные беседы со своими бывшими питомцами и др. деятелями Киево-Богоявленской братской школы о нуждах церковных и школьных и, таким образом, принимал самое горячее участие в первоначальном устройстве будущей киевской Академии. Вот почему м. Петр (Могила), услышав о смерти И. Б., воскликнул: «отсечена моя правая рука!» И. Б. был «правой рукой», одним из самых ревностных и полезных сподвижников м. Петра Могилы и в других отношениях. И. Б. был всей душой предан православию до готовности умереть за него. Он, был деятельным сотрудником еще одного из предшественников Петра М. – м. Иова Борецкого.
В начале 1625 г. имел быть в Варшаве сейм. Запорожские козаки отправляли своих послов на этот сейм для того, чтобы они ходатайствовали и стояли за интересы православной церкви и русского народа. Встретив в пути, во время объезда епархии, этих послов, Иов Борецкий советовал им заехать в Вильну и выслушать наставления ректора виленской братской школы И. Б. касательно того, как им нужно было вести свое дело на сейме. Иов Борецкий настолько уважал и доверял И. Б., что посылал ему свои «мембраны», т. е. белые листы за своей подписью для внесения в них нужных ходатайств по делам православной западно-русской церкви. В 1629 г., после измены православию бывшего настоятеля виленского Св. Духовского монастыря, Мелетия Смотрицкого, И. Б. был избран «старшим» этого монастыря, оставаясь по-прежнему и ректором находившегося при нем училища. В должности «ста́ршего» виленского монастыря И. Б. продолжал свою неутомимую и ревностную деятельность на пользу православия. Руководимое им виленское братство представило на сейм 1632 г. чрез своих уполномоченных целую книгу, составленную, вероятно, самим И. Б. или кем-либо из наставников училища, заблаговременно напечатанную и посвященную сенату и послам, имевшим собраться на конвокационный сейм, под заглавием: «Синопсис, или краткое описание прав, привилегий, свобод и вольностей, данных литовскими князьми и польскими королями народу русскому, находящемуся неизменно в послушании константинопольскому патриарху». В книге, весьма разумно составленной, хронологическое изложение прав и привилегий, данных когда-либо западно-русскому православному народу, подтверждалось ссылками на несомненные документы или выписками из них или, наконец, свидетельствами историков, при том не русских, а латино-польских – Кромера и Стрыйковского. Книга эта принесла несомненную и обязательную пользу делу православия и русской народности, подготовив почву для предоставления известных прав западно-руссам на сейме 1632 г. Между прочим, на этом же сейме православным были предоставлены некоторые епархии, в том числе и мстиславская (могилевская (епархия).
Первым епископом этой восстановленной православной епархии и был избран И. Б., который был хиротонисан в сан епископа м. Петром Могилою в сентябре 1633 г. (королевскую привилегию И. Б. получил 14 марта 1633 г., каковую дату иные неправильно отожествляют с датой архиерейского посвящения его). Весьма кратковременно было управление И. Б. мстиславской епархией, но благодетельно и для нее и для всей западно-русской церкви. При нем православие значительно оживилось в Белорусском крае. И. Б., будучи епископом в Могилеве, не прерывал самых тесных и живых сношений с виленским Св.-Духовским братством, среди которого он прослужил много лет на пользу родной церкви и своего народа, именуясь архимандритом виленского монастыря. Весною 1634 г. И. Б. отправился из Могилева в Вильну, по приглашению здешнего братства, для совещания о делах великой важности, в виду предстоявшего нового сейма. И. Б. больным приехал в Вильну и здесь скончался в апреле 1634 г. (а не 9 апреля 1635 г., как думают весьма многие историки, когда на самом деле совершено было уже погребение И. Б.). Неожиданная смерть великого ревнителя православия, скончавшегося притом не в преклонном возрасте, вызвала в западно-русском обществе тревожные толки. Высказывалось подозрение, что И. Б. был отравлен врагами его и русского народа вообще. Отголосок подобных подозрений не только слышится в полемических сочинениях того времени, но он нашел себе место также и в панегирическом плаче («Эхо жалости»), изданном студентами виленского братского училища в честь своего ректора и покровителя. Погребение И. Б., имевшее место почти через год после его кончины, собрало около его гроба весьма много ревнителей православия и русской народности во главе с м. Петром Могилою. Преемник И. Б. по архиерейской кафедре, его бывший ученик и друг – Сильвестр Коссов сказал по нем красноречивую речь, дающую ценные биографические и исторические сведения об И. Б. и его времени.
Протоиерей Ф. Титов