Иоанн Мавропод
Иоанн Мавропод, митрополит евхаитский, процветавший в царствование византийского императора Константина Мономаха (1042–1055 г.), принадлежал к числу примечательных деятелей византийской науки и литературы. Из похвального ему слова, написанного Михаилом Пселлом после 1063 г., видно, что И. М. получил от своего дяди прекрасное образование, изучил риторику, логику, метафизику и этику, занимался естественными науками, математикой, юриспруденцией и латинским языком. По окончании образования, И. М. содержал в Константинополе частную школу, в которой обучал византийскую молодежь риторике, философии законов, потом преподавал в школе, существовавшей при патриархии, и наконец император Константин Мономах назначил его профессором в восстановленном им константинопольском университете. Между июлем 1054 г. и январем 1055 г. И. М. получил митрополичью кафедру в Евхаитах (близь Амасии), хотя и отказывался от кафедры, ссылаясь на телесные недуги. В епархии он проявил почтенную деятельность по упорядочению церковного хозяйства и по закреплению за храмами и монастырями принадлежавших им владений, которые подвергались захвату со стороны властей. Дело доходило до жалоб на ревностного митрополита императору, но придворные связи и красноречие И. М. парализовали успех его врагов. И. М. был большой любитель и знаток церковной музыки, увеличил число псалмов в своей церкви, заботился об организации хоров в монастырях, учил пению простой народ. Он отличался и высокою аскетическою жизнию, руководил иноков в достижении нравственного совершенства, следил за точным соблюдением иноческих уставов, которые и сам составлял. Но особенно почтенны были литературные труды И. М. Ему принадлежат, прежде всего, весьма многие беседы, в частности на праздники в честь Богородицы, святых Архангелов, св. Георгия, трех иерархов: Василия в., Григория Богослова и Иоанна Златоуста (празднование памяти которых 30 января и было установлено при участии И.) и в честь святых Феодоров. Беседы отличаются глубиной содержания и ораторскими приемами. Они важны и в историческом отношении. Так, благодарственное слово, сказанное в дни Рождества 1047 г., содержит интересные подробности об осаде Византии мятежником Львом Торником; в слове на день св. Георгия Победоносца сделано описание быта печенегов, упомянуто об их обращении в христианство и сообщается о положении придунайской фемы. Слово при вступлении на евхаитскую кафедру содержит указания на состояние митрополии, а слово по поводу поразительных знамений говорит и об административных злоупотреблениях. Затем, И. М. принадлежат два жития – Дорофея Нового, основателя монастыря Хилиокома в Понте, его современника, и монаха Вара, основавшего в конце в. монастырь Петры в Константинополе. Первое житие содержит интересные подробности из современной семейной и общественной жизни в Византии. И. посвящал еще свои труды исправлению богослужебных книг (Миней) и написал много канонов (трем святителям на 30 января и священномученику Ипполиту, Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, на усекновение главы Иоанна Предтечи, св. Феодору Тирону и др.), но большая часть их хранится в рукописях. С его именем известно до 79 писем, – в том числе к императору Константину Мономаху, Михаилу Пселлу и патриарху Михаилу Кируларию, – представляющих интерес для истории просвещения и общественного быта в Византии XI в. Далее, И. принадлежит значительное число эпиграмм, написанных ямбическими стихами; из них одни составлены на праздники (Преображения, Пятидесятницы), другие восхваляют отцов и учителей церкви, иные посвящены восхвалению членов императорской фамилии, относятся к жизни и деятельности самого автора, касаются некоторых его современников и т. д. Эпиграммы не только любопытны, как произведения византийской поэзии, но имеют и историческое значение. С именем И. известен этимологический лексикон, также написанный ямбическими стихами. Наконец, имеются указания на принадлежавшую ему хронографию. В глубокой старости И. отказался от евхаитской кафедры и поселился в монастыре Иоанна Предтечи в Константинополе, где и скончался.
И. И. Соколов