Источник

Ирод

Ирод – имя нескольких иудейских царей или царьков, идумейского происхождения. Главный из них

1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя пред Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что, хотя, в общем, держал сторону Антония, однако, после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданичество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. области Палестины – Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главою Сирии. Почувствовав под собою твердую почву, Ирод Великий начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, Ирод Великий восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена, в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию – от слова Augustus, Стратонову Башню – в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили Ирода, так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами, – в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, – начался глухой ропот. Чтобы примирить с собою подданных, Ирод задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Перестройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С этою же целью Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще, вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно, фарисеи, в числе 6000 ч., отказались принести ему присягу в верноподданичестве и устроили заговор, грозивший Ироду низвержением. Эти факты ясно показывали Ироду настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими мерами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже пред умерщвлением Мариамны, хотя она была самою любимою из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении Ирода вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству ев. Матфея (Мф.2), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный Царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первою мыслью Ирода, по этому свидетельству, было умертвить новорожденного Царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился пред поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме. Пораженный тяжкою болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни – Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.», кн. XV, 16). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Iuden» (т. III); на русском языке у Лопухина, «Библ. истор.» (т. II, гл. 67 и 68), а также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.).

2) Имя Ирода сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его Ироду Антипе досталась, по завещанию, четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь импер. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой брата Филиппа см. под сл. Иродиада. Домогаясь, по ее настоянию, царского достоинства, он запутался в интригах, навлек на себя немилость имп. Кая Калигулы и сослан был в Галлию Гуглунскую, где и скончался в безвестности.

3) Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II, см. о них Энц. т. I. Агриппа II был последним иродианским царем, мало занимался государственными делами, по большей части, проживал в Риме и достиг преклонной старости. Год его смерти неизвестен, но, вероятно, он умер в третий год царствования Траяна, в 100 году. Он не оставил детей (неизвестно даже, был ли он женат, хотя последнее отчасти можно выводить из одного места в Талмуде, где говорится, что он имел двух жен, и его царство было присоединено в провинции Сирии. Вместе с ним Ироды исчезают со страниц истории, которые большинство их лишь позорили собою. Последний иродианский князь, о каком только еще известно, был юный племянник Агриппы II, Агриппа, сын Друзиллы и Феликса, который погиб во время страшного извержения Везувия, разрушившего развратные города Помпей и Геркуланум (И. Флавий, Древн. XX, 7, 2), – эти Содом и Гоморру римского народа. В этом опустошительном извержении, а также в ужасной чуме, опустошавшей Италию, и в пожаре, от которого погиб Капитолий и большая часть императорского города превратилась в пепел, – иудеи естественно видели знамение небесного гнева против жестокосердых победителей, которые разорили их землю и почти уничтожили всех ее жалких обитателей. Но беспристрастная история, созерцающая события и дела при свете веков, с большею справедливостью усматривает в самом разгроме иудеев страшный суд Божий, заслуженно постигший народ, который своими беззакониями, жестоковыйностью и ложью, заключившимися страшным преступлением богоубийства, только позорили заключенный с ним Богом завет и последние цари которого – Ироды – своими гнусными преступлениями переполнили чашу праведного гнева Божия.

Подробное изложение истории Иродов см. в соч. Фаррара, «Ироды, главные представители их династии», перев. А. Лопухина, Спб.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle