Интерим
Интерим – в общем смысле – временные правила внешних отношений, а в узком – так называются предварительные постановления, которыми имелось в виду сблизить между собою протестантов и р. католиков при Карле V. Первым был регенсбургский И. Он был выработан на совещаниях в Гагенау и Вормсе Буцером (см. Энц. II) вместе с р.-католиком Иоанном Гроппером и др. И. был написан в благоприятном для протестантов духе и император, чувствуя нужду в помощи протестантских князей для борьбы с турками, энергично взялся за его проведение. Он дал ознакомиться с ним курфюрсту Иоакиму II Бранденбургскому, ландграфу Гессенскому, курфюрсту Иоанну Фридриху Саксонскому, а также Лютеру и Меланхтону. Но на Регенсбургском сейме 1541 года особый комитет принял только первые пять статей, а в вопросе об иерархии и таинствах не мог прийти к соглашению. Но и в этом виде регенсбургский И. не был принят ни протестантами, ни р. католиками. Вместо того, чтобы принять те статьи, по которым в комитете последовало соглашение, Лютер требовал, чтобы р.-католические богословы публично сознались, что они до сих пор учили неправо, и решительно отказались от своего учения об оправдании. Папа и многие р.-католические князья также отвергли регенсбургский интерим. Такой исход был выгоден для р.-католиков, так как император с этого времени отказался от политики уступок протестантам. Возникшая после этого война кончилась в пользу императора и он через 7 лет снова сделал попытку примирить протестантов с р.католиками посредством аугсбургского интерима (см. о нем Энц. II). Этот И. был составлен уже в пользу р.-католиков. Протестантам были сделаны только три уступки: секуляризация церковных имений признавалась, впрочем, с исключениями, и дозволялись брак для духовенства до будущего собора и причащение под обоими видами. Неудовлетворительность и неудача этого И. побудили Морица Саксонского и Меланхтона к повой попытке примирения. Исходной точкой зрения при выработке нового интерима были уступки в делах безразличных (adiaphora). В последних постановлено было вполне подчиняться императору. На собрании в Целле, где присутствовали Бугенгаген, Эбер, Камерариус и др., пришли к соглашению и относительно церковного устройства, в существенном сохраняя положения аугсбургского И. Результат этого совещания, называемого целльским или малым интеримом, был принят Морицом Саксонским и курфюрстом Бранденбургским, которые и стали проводить его постановления в своих владениях. 22 декабря 1548 года этот И. был принят собравшимися в Лейпциге сословиями и с этого времени получил название Великого или Лейпцигского И. Впервые так назвал его Матвей Флаций, который при первом известии о соглашении в Делле оставил профессуру в Виттенберге и удалился в Магдебург, чтобы оттуда руководить оппозицией против И. В марте 1549 г. новый И. был объявлен на немецком языке. 1 мая И. был принят большим числом духовенства, собравшимся в Гримме. Тем не менее, в очень многих местах И. возбудил неудовольствие. Когда же Мориц Саксонский начал войну с императором, благоприятные для И. условия исчезли.
Литература. Pastor, «Die kirchlichen Reunionsbestrebungen während de Regierung Karls V. Freiburg, 1879; G. Beutel, Ueber den Ursprung des Augsburger Internus», Dresden, 1888; Робертсон и Герцог, «Ист. хр. ц.», т. II, стр. 706.