Интердикт
Интердикт (Interdictus подразум. officiorum divinorum), т. е. запрещение богослужения, есть одна из цензур или наказаний врачующих (censurae seu роеnае medicinales), имеющих своею целью не возмездие, а вразумление и исправление упорствующего преступника. И. возник из отлучения (см. Отлучение) и разделяется на несколько видов. И. местный (I. locale) простирается на известную местность, тогда как жители ее, перейдя в другое место, могли участвовать в богослужении. И. личный или подвижной (I. personae seu ambulatorium) относится к известному лицу, где бы оно ни находилось. Чаще под И. разумеется первый вид, служивший для пап в средние века могучим орудием для борьбы со светской властью и подразделявшийся на И. общий (I. generale), направленный против целых стран и государств, и И. частный (I. particulare) – против отдельных местностей. Начало И. было положено еще во времена Григория Турского, но, как составная часть р.-католического правового порядка, он существует только с XI столетия, и лишь постепенно принял характер правового института со строго определенным содержанием. И. состоит в запрещении совершения таинств, праздников, богослужения и церковного погребения. Но мало-помалу в И. допущены были различные смягчения. Александр III дозволил в 1173 году крещение детей и покаяние для умирающих; Иннокентий III – миропомазание и проповедь, а с известными ограничениями – и общую исповедь, погребение клириков и тайную мессу. Бонифаций VIII дозволил торжественное богослужение, доступное и для подвергшихся личному И., в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Успение, причем подвергшиеся И. не должны были приближаться к алтарю. Дальнейшие послабления были сделаны Мартином V, Евгением IV и Львом X. Особый вид местного И. есть «cessatio a divinis», т. е. прекращение некоторых торжественных богослужебных действий – употребления органа и колоколов, выражающее печаль о нанесенном церкви оскорблении. Этот вид И. был применен, например, в 1839–40 годах в Позене из-за дела М. Дюнина о смешанных браках. Иногда И. налагался на целый город по самым неважным причинам. Например, г. Бреславль был наказан И. за то, что его муниципальный совет отказался предоставить членам кафедрального капитула право пить беспошлинное пиво. Мало-помалу И. вышел из употребления. Последним был И., наложенный Павлом V на Венецианскую республику, хотя юридически И. существует в римской церкви и теперь. Следы И. остались лишь в личном И. против клириков (I. ingressus in ecclesiam). Тридентский собор (Sess. VI, с. 1) налагает это наказание на епископов, упорно нарушающих законы о резиденции. Право налагать И. имеют папы, соборы и епископы. Настоятели монастырей имеют право налагать личный И. на своих подчиненных.
Литература. Ferraris, «Prompta Bibliotheca»; Kober, «Arch. f. kath. Kirchenrecht», 21 и 22 т.; Friebery, «Kirchenrecht», 4-е изд., 1895, стр. 274; Н. Суворов, «О церковных наказаниях», Спб. 1876. § 10.