Источник

Инспирационисты

Инспирационисты (Inspirierte, от inspiratio – вдохновленные) – в широком смысле различные христианские секты, считавшие себя непосредственно вдохновляемыми Св. Духом, напр.: монтанисты, квакеры, ирвингиане и др. Под И. в собственном смысле разумеются явившиеся около 1700 г. в Германии сектанты, во главе которых стояли некоторые из вожаков и пророков севеннских комизардов (см. Комизарды). Кроме Св. Писания они признавали и другой, равнозначащий ему, источник вероучения – откровения некоторых членов своей секты, считавшихся ими особыми орудиями Св. Духа. Когда севеннские комизарды были усмирены, некоторые из их вожаков (Елий Марион, Жан Кавалье, Дюран Фаг и Жан Аллют) переселились в 1706 году в Англию и Шотландию и начали здесь борьбу против Вавилона (Франции) и великой блудницы (папства). В 1707 году они были отлучены как французской реформатской общиной в Лондоне, так и епископальной английской, и, таким образом, образовали особую секту. Успеха они в Англии не имели и в 1711 году переселились в Нидерланды, но и здесь успеха было мало. Только с переселением в 1713 году в Германию сектанты нашли благодарную почву для пропаганды среди немецких пиэтистов и сепаратистов. В 1714 году они устроили в Галле первую торжественную вечерю любви вместе с 31 лютеран и реформатов. Явилось много «орудий Св. Духа», напр., Елизавета Матес в Галле, братья Потт в Веттерау, возвещавших откровения. Откровения эти, обыкновенно, сопровождались известными ощущениями и движениями: ощущением теплоты вблизи сердца, хорошего или дурного запаха, раздражения языка будто пряностями, головокружением, прекращением дыхания, конвульсивными движениями тела, особенно рук и ног, трясением головы, подергиванием плеч и т. п., что на посторонних производило странное и неприятное впечатление. Отрывочные фразы, которые выкликивали в таком экстатическом состоянии эти «орудия Св. Духа» состояли из предсказаний, увещаний к покаянию и исправлению, и из обличений отдельных лиц. Высказывались они от лица Бога. Устраивались вечери любви, участвовать на которых могли только приглашенные «орудиями Духа». Вечерям предшествовал восьмидневный пост, сопровождавшийся молитвою и покаянием. При покаянии каждый в общем собрании, стоя на коленях, рассказывал свои важнейшие грехи. Вечеря состояла из продолжительной молитвы, пения, прорицаний, молитвы одного из «орудий Духа» и общего вкушения пирога (Kuchen) и вина. На другой день следовало попразднество. В отличие от ложных И., восстававших против дисциплины и общественных собраний, И. усвоили себе название «истинных И.»

В 1716 г. главари И. издали «24 правила истинного благочестия и святой жизни», которыми впоследствии руководились общины И. Во главе каждой общины стоял предстоятель и два старейшины, которые время от времени собирали «конференции старших братьев» и вместе с ними рассматривали касающиеся общины дела благотворительности и церковной дисциплины. Для поддержания братского общения, от одной общины к другой часто посылались братья. Особой должности проповедника у них не было. На общих собраниях все взрослые мужчины и женщины обязаны были громко произносить импровизированные ими молитвы. Кроме того, на собраниях пели, читали Св. Писание и изречения «орудий Духа», если только не было налицо ни одного из этих «орудий» или он не говорил новых изречений. По своим догматическим воззрениям они примыкали к евангелической церкви, но отвергали все ее учреждения и запрещали всякое общение с нею. Брак едва терпели.

Несмотря на противодействие других исповеданий, И. учредили свои общины в Вюртенберге, в Эльзасе и в Швейцарии. В одном Веттерау было около десяти общин. После переселения большей части И. под предводительством «орудий» Иоанна Грубера, Глейма и Маккинета в Пенсильванию, во главе оставшихся стоял сначала Людвиг Грубер (ум. 1728), а потом Рокк (1678–1749). Несмотря на энергичную деятельность Рокка, вследствие борьбы с гернгутерами и прекращения «орудий», секта постепенно клонилась к падению и почти исчезла. Снова возродилась она в 1816–1820 годах, благодаря деятельности новых орудий: портного Михаила Краузерта из Страсбурга, Варвары Гейнеманн из Эльзаса и с 1823 г. Христиана Меца. Снова возникли многочисленные общины И. в Эльзасе, Пфальце и Веттерау. Вследствие преследований со стороны правительства около 800 И. в 1841 году под предводительством Меца, Вебера и фабриканта Моршеля переселились в Америку, где основали в Эбенезере, близ Буффало, цветущую колонию с общностью имуществ. Число их доходит до 2000. Занимаются они земледелием и фабрикацией сукон. Из этой колонии выделилась другая, поселившаяся в 1854 году в Иове (Амане). Колония эта существует и теперь, и управляется К. Кнорцом. По смерти Меца (1867) и Варвары Ландманн (1884) у И. «орудий» более не является. Жизиь общины в Иове описана ее главой К. Кнорцом в сочинении: «Истинная община И. в Иове», 1896 г.

Лучшее сочинение об И.: Göbel, «Gesch. d. wahren Inspirations gemeinden von 1686–1854» в «Zeitrehr. f. hist. Theol.», (1854).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle