Инославные исповедания
Инославные исповедания. К таковым, по действующим русским законам, принадлежат христиане следующих исповеданий: римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего собою соединение лютеранского и реформатского исповедания, евангелических братьев в Сарепте и в прибалтийских губерниях, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в г. Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, меннонитов и баптистов, причем закон дает им не вполне точное название: «христиан иностранных исповеданий» (Свод. закон. Российск. импер. т. XI, ч. 1, Уст. иностр. исповед.), каковой термин перешел и к некоторым исследователям о положении инославных исповеданий в России (гр. Д. Толстой, Ив. Соколов, Дм. Цветаев и др.). Отношение русской государственной власти к иноверцам на всем пространстве истории русского государства определялось двумя принципами: охранением господствующей православной веры, с одной стороны, и полной веротерпимости к иноверцам и невмешательством во внутреннюю церковную их жизнь, с другой стороны, каковые принципы по данному вопросу в полном объеме применяются и в настоящее время. Но вера православная на Руси искони признавалась единою истинною, а потому и господствующею, верою в государстве, каковою продолжает быть и ныне (Свод. закон, т. I, ч. 1, Основн. зак. ст. 40; сравн. ст. 1 Уст. иностр. исповед., т. XI, ч. 1). Отсюда проистекают следующие ее преимущества по отношению к исповеданиям инословным:
1) ей одной принадлежит право прозелитизма по отношению к другим христианским и иным исповеданиям, причем препятствование ей в осуществлении этого права наказывается уголовным порядком;
2) при заключении смешанных браков дети от таких браков везде, кроме Финляндии, должны быть крещены и воспитываемы по правилам веры православной, причем брак этот должен быть непременно обвенчан православным священником, а определение его силы и значения, а равно, и постановление о его расторжении или прекращении принадлежит духовному суду церкви православной;
3) в губ. прибалтийских все подкидыши и дети неизвестных родителей крестятся по православному обряду;
4) по основным законам России, государь, его супруга и супруга наследника всероссийского престола должны быть православного исповедания;
5) отступление и отпадение от православия являются уголовным преступлением, причем уголовно наказываются и совратители, и попустители;
6) прозелитизм со стороны духовенства других исповеданий строго преследуется. Так, «священнослужители иноверных христианских исповеданий, которые заведомо допустят православного к исповеди, причащению или елеосвящению по своим обрядам, подвергаются за сие: в первый раз удалению от места на время от 6 месяцев до одного года, а во 2-й – лишению духовного сана»; «лица духовные иностранных христианских исповеданий, изобличенные в преподавании катехизиса малолетним исповедания православного, или же в делании им противных православию внушений, хотя и без доказанного намерения совершить их, подвергаются за сие: в первый раз удалению от своих мест и должностей на время от одного года до 3-х лет; во 2-й – лишению духовного сана и заключению в тюрьме на время от 8 месяцев до 1 г. и 4 м.»; «священнослужители иноверных христианских исповеданий, которые совершат по своим обрядам над православным конфирмацию, или миропомазание, или иное священнодействие, знаменующее принятие в исповедание иноверной христианской церкви, или не допустят совершить или совершат по своим обрядам крещение над детьми православных, подвергаются за сие: отрешению от должности или лишению духовного сана» (Улож. Наказ. ст. 193, 194, 194(1), Уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 80). Если бы кто помешал желающему присоединиться к православию, уголовный закон грозит этому лицу весьма серьезным наказанием с не менее серьезными последствиями (Улож. наказ. ст. 191). Но, строго оберегая и наделяя преимуществами господствующую веру православную, русские действующие законы, в то же время, предоставляют полную свободу веры и всем, к ней не принадлежащим, воздерживаясь от всякого вмешательства в их внутренние церковные дела, о чем ясно говорят наши основные законы. «Свобода веры, гласит 45 ст. этих законов, присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам: да все народы, «в России пребывающие, славят Бога всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укрепления силы империи», причем «господствующая церковь не дозволяет себе ни малейших понудительных средств при обращении последователей иных вероисповеданий и вер к православно, и тем из них, кои приступить к нему не желают, отнюдь ничем не угрожает, поступая по образу проповеди апостольской» (Уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 70). Но, кроме свободы исповедания своей веры инословные христиане в России пользуются почти весьма правилами первенствующей в России православной церкви. Так, духовные их дела ведаются особыми управлениями; как и духовные лица православного исповедания, «лица, принадлежащие к духовенству одного из христианских исповеданий, как за нарушение обязанностей их звания, установленных церковными правилами и другими действующими по духовному ведомству положениями, так и за те противозаконные деяния, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства, подлежат суду духовному; ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется самому духовенству всех инославных церквей; наконец, духовные и монашествующие (где таковые существуют) лица инославных исповеданий, подобно духовным лицам православного исповедания, пользуются свободою от личных податей и от воинской повинности; дома их, по отбыванию воинской повинности, пользуются льготами на основании правил, в Уставе о земских повинностях изложенных; они пользуются всеми правами чести: могут получать за усердную службу ордена, наперсные кресты, и даже их дети (не имеющие прав высшего состояния) пользуются правами потомственного почетного гражданства; имущества инославных церквей и монастырей, подобно имуществам церквей и монастырей православных, защищаются как имущества казны. Наделение всех инославных церквей такими правами, по мнению некоторых исследователей, ставит их у нас в гораздо более привилегированное положение, сравнительно с тем, которое они занимают теперь на Западе, где существует гражданский брак, отошедший от компетенции суда духовного, как, равно, и вся метрическая регистрация, находящаяся в руках гражданских властей. Но в некоторых отношениях инославные церкви пользуются у нас даже значительными преимуществами, сравнительно с господствующею церковью. Так, все их духовенство получает определенное, и довольно значительное, жалованье от казны, тогда как для православного духовенства, в большей его части, это – еще пока мечта. Далее, во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны делать взносы в определенном размере на содержание пасторов; точно так же приходы армяно-грегорианской церкви обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание и, кроме того, это духовенство получает от своих прихожан вознаграждение за требы по таксе. Большие преимущества имеют инославные церкви и в деле приобретения недвижимости: как известно, православные церкви, монастыри и архиерейские дома могут приобретать для себя недвижимость, как бы ни была мала ее ценность, не иначе, как с Высочайшего, на каждый раз, разрешения; между тем, для инославных церквей до 5 тысяч рублей покупной цены этого разрешения не требуется. Что касается отношений между церквами, то они всегда поддерживаются в мире и добром согласии: переход из одного христианского инословного исповедания в другое не запрещается, но на него требуется разрешение министра внутр. дел; браки между лицами христианских инославных исповеданий допускаются вполне свободно. Большие подробности по данному вопросу можно получить в действующем у нас Уставе иностранных исповеданий (Свода зак. т. XI, ч. 1).
Литература. Из сочинений можно указать: проф. Μ. Е. Красножена, «Положение неправославных христиан по действующему русскому законодательству». Юрьев 1901 г.; проф. Цветаева, «Из истории иностранных исповеданий в России», Москва 1883 г.; гр. Д. А. Толстой, «Римский католицизм в России».
Н. Μ.