Источник

Иннокентий – знаменитый русский богослов и проповедник

Иннокентий (в мире Иван Алексеевич Борисов) – знаменитый русский богослов и проповедник, родился в 1800 г. в семье священника г. Ельца Орловской епархии. О детстве его и о первых влияниях на его развитие почти ничего неизвестно, но несомненно, что мистицизм, охвативший русское общество под влиянием политических событий начала прошлого века, не остался чужд и душе такой впечатлительной личности, как Иван Борисов, и в то время, как в отношении менее сильных натур он оказался чуть не подавляющим, у будущего святителя этот мистицизм только углубил и еще более согрел его светлый ум, который впоследствии проявлялся в блистательных проповедях и речах И. в дивном сочетании глубокого чувства со светлою мыслью. Эти высокие качества в нем замечены были еще в родной духовной семинарии, где он своими «задачками» и проповедями удивлял не только товарищей, но и наставников. Окончив курс первым студентом, он поступил в Киевскую духовную академию и там юный талант его развернулся во всей красе. Там он со страстью, с увлечением отдался наукам, так что нередко целые ночи проводил за книгами. Справедливость требует заметить, говорит м. Макарий, что в академии Иван Борисов более сам образовывал себя через чтение, размышление и упражнение в сочинениях, нежели через лекции наставников, которые вообще далеко не удовлетворяли его. С захватывающим интересом поглощал он целые книги от начала до конца, даже целые системы философов. В академии он приобрел навык писать с такою стройностью и блеском, которыми отличаются вообще его произведения. В высшем (богословском) отделении Борисов особенно усердно занимался составлением проповедей и в нем все более и более раскрывался тот блестящий проповеднический дар, который сделал из него русского Златоуста. Будучи знаком с французским языком, он тщательно изучал великих мастеров проповеднического слова, как Массильон и Боссюэт, но главнее всего воспитывался на несравненных творениях величайшего из великих проповедников, именно, св. Иоанна Златоуста. Окончив курс академии 23-летним юношей со степенью магистра, Борисов, вступил на поприще педагогической деятельности, и великим для него шагом было то, что он, как лучший воспитанник, был назначен в образцовую столичную семинарию инспектором и профессором церковной истории и греческого языка. Тут он сразу обратил внимание начальства своими необыкновенными дарованиями и через семь месяцев был назначен ректором Александро-Невского духовного училища, где принял монашество с именем Иннокентия и рукоположен в иеромонаха. Для молодого ученого монаха мало было простора в училище; он жаждал более достойного его дарований поприща, и был назначен бакалавром богословских наук в столичной духовной академии, где вскоре сделан был инспектором, а затем экстраординарным профессором богословских наук и возведен в сан архимандрита (1826). Здесь И. почувствовал себя в своей сфере. Лекций он не любил писать, а излагал свой предмет живою, свободною, часто разговорною речью, всегда изящною, общепонятною и чуждою всякой напускной учености, ищущей прикрыть свое внутреннее убожество премудрой фразеологией. Предметы, которые он преподавал – основное и обличительное богословие, давали простор его уму, и молодой профессор мог во всем объеме обнаружить блестящие стороны своего редкого таланта и обширного образования: Светлость и нередко оригинальность взгляда на важнейшие вопросы в науке, быстрота и проницательность в соображениях, непреоборимая диалектика и близкое знакомство с современным состоянием не только богословия, но и философии на Западе – таковы были отличительные черты в преподавании И. В то же время, он быстро приобрел себе известность и вне академии своими проповедями. Слава о нем успела уже разнестись по столице и слушать его собиралось множество народа. Проповеди его, обыкновенно, помещались в академическом журнале «Христианское Чтение», что сразу благотворно повлияло и на оживление самого журнала, который в это время едва влачил существование. В лице И. явился вдохновитель, который вместе с двумя своими знаменитыми сотоварищами, Гер. Петр. Павским и Вас. Бор. Бажановым, тогдашними бакалаврами академии, порешили поднять умирающий журнал. Магическим жезлом своего великого таланта И. коснулся почти мертвеца и – совершилось чудо: журнал ожил, и с того времени быстро начал расти и развиваться, привлекая все больше внимания и интереса в кругу читателей. А когда впервые появились на его страницах «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», то книжки «Христианского Чтения» брались нарасхват. Потребовалось второе издание, «но, по независящим от редакции обстоятельствам», сделать этого было нельзя. Дело в том, что это было в тот период, когда вследствие известных политических обстоятельств повсюду наступила самая тяжелая реакция, боязнь всего нового и свежего. А этими, именно, качествами и отличались труды И. Он ввел новый метод изложения богословия – исторический и историко­сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской науки, преимущественно протестантской, главным же образом, самостоятельно работая над источниками православного вероучения и совершенно отвергнув прежние схоластические методы. По своему методу он переработал все главные отрасли богословия, которые он преподавал в продолжение 16 лет профессорства: богословие основное (или религиогностика), догматическое (им впервые введена история догматов), нравственное, пастырское, обличительное и сам основал две науки: символику и экклезиастику (учение о церкви). В своем знаменитом сочинении: «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» он на целых полстолетия опередил свое время. И. применил здесь историко­археологический метод исследования жизни Иисуса Христа. Мастерской рукой пользуется он всем собранным им материалом; всякую черту евангельской истории умеет пояснить подходящей археологической или географической подробностью и притом так, что эти подробности отнюдь не нагромождаются одна на другую – в беспорядочную массу, за которой теряется главный предмет, а размещаются с мастерством художника, который из мелких мозаичных камней создает чудный образ – образ Богочеловека. Только гораздо позже, благодаря массе новых открытий в области географии и археологии Св. Земли, этот метод сделался достоянием науки сначала на Западе, а потом и у нас. Все эти новшества и дали повод к цензурному гонительству на И. Второго издания «Христианского Чтения» цензура не разрешила. Даже над самим И. учреждено было негласное дознание, кончившееся, впрочем, полным его оправданием, но знаменитое произведение И. могло получить цензурное разрешение на издание в свет в качестве отдельной книги лишь через тридцать лет после появления его в журнале. В 1830 году, уже будучи доктором богословия (1829), И. назначен был на должность ректора родной ему Киевской академии. И здесь его гений сразу приподнял внутреннюю жизнь академии. В ней началась небывалая умственная деятельность и то десятилетие, в течение которого во главе ее стоял И., справедливо может быть названо самым блестящим периодом ее истории. И. желал, чтобы студенты не замыкались в узкий круг своего специального знания, неизбежно отчуждающий от живой действительности и советовал им заниматься чтением книг и по другим наукам, напр., по астрономии и естественной истории, – совет, который и доселе не нашел себе прав гражданства в нашей духовной школе.

Сам И. был положительно живой энциклопедией и одинаково знал гомилетику и геологию, патристику и анатомию, военное искусство и политическую экономию. Работая над великим делом воспитания духовного юношества, И., в то же время, и сам быстро мужал, рос и развивался духовно, что особенно заметно было на его проповеднической деятельности. Его ораторский талант получил необычайную гибкость и силу. Особенною силою красноречия отличались его проповеди на дни страстной и светлой седмиц, впоследствии вышедшие в особых сборниках под заглавием «Страстная седмица» и «Светлая седмица». Рядом с проповедничеством шла и развивалась его научно-литературная богословская деятельность, которая так же достигла изумительной производительности. По его признанию, в две недели он написал около 80 листов. Для помещения своих трудов он основал особый журнал «Воскресное Чтение» (см.), который быстро расцвел и сделался одним из самых распространенных журналов того времени. Тогда же задуман и отчасти исполнен им «Сборник» исповеданий православной церкви всех веков от начала церкви. Быв отпечатан к концу жизни И., «Памятник» не был, однако, выпущен в свет. Подумывал он и об издании полного курса «Истории русской церкви» и богословского словаря, но служебные обязанности помешали осуществлению этих планов. В 1836 г. И. был назначен епископом Чигиринским, викарием Киевской митрополии, а в 1840 началось новое поприще в служении знаменитого иерарха – в качестве епархиального архиерея Вологодской епархии. В том же году он был перемещен в Харьков, а в 1848 г. сделался архиепископом Херсонским и Таврическим. Эту кафедру И. занимал до самой смерти, последовавшей в 1857 г. Повсюду оставил он по себе добрую славу мудрого администратора, неутомимого проповедника и просветителя. Особенно любил он возобновлять и вновь устраивать монастыри, строить и украшать церкви; много заботился он об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. Много хорошего сделал он для славян и греков. В Одессе он основал «болгарское настоятельство», в котором находили себе приют и получали образование сотни болгарских юношей, с пользою впоследствии трудившихся для своей родины. Но его влияние далеко не ограничивалось теми епархиями, где он святительствовал. Он поддерживал оживленную переписку с более чем двадцатью архиереями, он находился в близких отношениях к четырем, следовавшим один за другим, обер-прокурорам и был вызываем для присутствования в Св. Синоде. Благодаря всему этому, И. имел в течение четверти столетия сильное и благотворное влияние на ход церковных дел. В тяжкую годину крымской кампании во всем величии выступило архипастырское мужество И., за которое историк Погодин провозгласил его «великим гражданином русской земли». Он не только спокойно оставался в своем архиерейском доме, когда от сыпавшихся ядер все прятались по подвалам, и даже служил в соборе, составлявшем самую видную цель для неприятельских пушек, громивших Одессу, но и порешил сам явиться среди доблестных защитников Севастополя. Когда он переправлялся в Севастополе с северной стороны бухты на южную, где именно и кипел самый отчаянный бой, неприятельские ядра полетели в его катер, и только каким-то чудом он уцелел и затем, среди ужасов битвы, великий святитель священнодействовал, благословлял и воодушевлял измученных борьбой героев на новые подвиги.

В заключение укажем остальные труды И: «История христианской церкви в Польше» (из этого сочинения напечатаны только две главы в «Журнале Мин. Нар. Просвещ.»); «Вертоград духовный» – сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); «Церковный архив» – библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Он же написал подробные конспекты для работ, которые были выполнены уже после его смерти («Собрание церковных правил» и «Деяния вселенских и поместных соборов»). Далее, им переведены на польский язык «Катехизис» и «Разговоры между испытующим и уверенным в православии греко­-российской церкви» м. Филарета, литургия Златоуста и годичный круг церковных песнопений. По его инициативе начато ученое описание библиотек и собрание рукописей из монастырей в ученые центры – академии, реставрация и описание древностей Крыма и Кавказа, и всех других местностей, где он епископствовал. Полное собрание проповедей и других сочинений И. издано в Петербурге в 1871­-1874 гг. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России и переведены, по частям, на иностранные языки – французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Новое издание сочинений И. вышло в Петербурге в 1901 г. в 12 томах.

Литература. Μ. Погодин, «Венок на могилу (преосв. И.)», 1864 и 1881; Н. И. Барсов, «И. Борисов, арх. Херсонский, по новым материалам», 1884; его же статья в русском биографическом словаре, им же изданы «Материалы для биографии И., архиеп. Херсонского», в 2-х томах; Буткевич, «И., архиеп. Херсонский», 1887; Макарий, «Биограф. записка об И.» в V т. «Учен. Зап. И отд. акад. н.», ХХХVIII–LIV. Собрание бумаг И. хранится в Императорской Публичной библиотеке.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle