Источник

Индекс

Индекс (Index – список, реестр, указатель) запрещенных книг (librorum prohibitorum) – список книг, чтение которых запрещено p.-католическою церковью, как вредных для веры и нравственности. Еще в языческих Афинах и Риме был обычай сжигать безбожные книги (Minuc. Felix, Octavius с. 8; I. Paulus, Sentent. 1. 5, tit. 23, § 12). Ефесяне, убежденные проповедью ап. Павла, сожгли свои суеверные книги ценою в 50, 000 динариев (Деян.19:19). Хотя от первых трех веков христианской эры и не сохранилась ясно выраженного запрещения читать еретические книги, однако порицание, которому подвергся Дионисий Александрийский (Энц. IV) по свидетельству Евсевия (Церк. ист. VII, 7) за чтение еретических книг, указывает на существование в то время сознания необходимости избегать чтения вредных книг. Едва христианская церковь получила при Константине свободу, как на первом вселенском соборе запретила сочинение Ария «Фалия» (см. Энц.), а император велел его сжигать, так же, как и безбожную книгу Порфирия, грозя ослушникам смертью (Сократ I, 9; Созомен I, 21). Подобные распоряжения изданы были и относительно книг несториан, евтихиан, монофизитов и иконоборцев. Чтение и держание у себя опасных книг (здесь – сочинений Оригена) было запрещено на соборе 399 года под председательством Феофила Александрийского. Сжигать опасные книги предписывали также императоры Феодосий, Аркадий, Валентиниан и Юстиниан (L. 3, § 1, 3, Cod. 1, 1; L. 6, § I; L. 8, § 5, Cod. 1, 5; Mansi VIII, 1153). Наряду с сожжением книг существовал установленный на Римском соборе 745 года и 7 Вселенском 787 г. (пр. 9) обычай отдавать эти книги на сохранение в библиотеки более знаменитых церквей. Пока не было книгопечатания, изъять из народного употребления немногие экземпляры известной книги было легко и нужды в указателе их не было. Только один список книг, явившийся до книгопечатания, несколько напоминает индекс. Это обнародованный на Римском соборе 496 года папой Геласием I «Decretum de libris recipiendis vel non recipiendis (см. Энц. IV). Здесь сначала перечисляются канонические книги, общепризнанные соборы и отцы церкви, творения которых приняты церковью, а затем дается довольно подробное перечисление отвергаемых церковью апокрифических, еретических и схизматических книг (см. Hefele, Cone. Gesch., 2 изд., II, 618 и д.). В средние века борьба с еретическими книгами также велась посредством сожжения их, как об этом свидетельствуют ответ папы Николая I болгарам, постановления соборов Верчелльского (1050), Римского (1059), Суассонского (1120), Парижского (1209), Зенского (1225), Констанцского (1415) и других, и образ действий пап Гонория III, Иннокентия III, Александра IV, Иоанна XXI и др. С изобретением книгопечатания на первый план выступила предварительная цензура (censura praema), но те сочинения, которые печатались тайно, по-прежнему подвергались сожжению (булла Александра VI «Inter multiplies», постановление десятого заседания пятого Латеранского собора, булла Льва X «Exsurge» против Лютера и Вормский эдикт Карла V от 8 мая 1521 года). Но так как папы не всегда находили нужное содействие светской власти в деле уничтожения книг, и так как, с другой стороны, уничтоженные книги легко заменялись новыми изданиями, то прежних средств для борьбы с вредными книгами стало уже недостаточно и как новое средство явились индексы. Первый индекс издан был в 1526 году в Англии Генрихом VIII; за ним последовал в 1529 году другой, более обширный, а потом еще семь при Генрихе и Марии Католической. В Нидерландах Карл V после введения инквизиции (1522) издал строгие распоряжения относительно книгопечатания с указателями запрещенных книг. Из них замечателен изданный в 1529 году с дополнением 1540 г., включенный затем в ловенский каталог 1546 г., в испанский 1551 г., итальянский и даже римский индекс. Во Франции цензура была поручена Сорбонне, издавшей в 1544–1556 гг. 6 индексов. Тридентский собор в своем декрете: «De editione et usu librorum sacrorum» не упомянул об индексах. Первый римский И. был составлен и издан Павлом IV в 1557 г., но обнародован был лишь во втором издании 1559 года. В том же году генерал-инквизитор Вальдес издал самостоятельный индекс для Испании. Строгость И. Павла IV была смягчена в 1561 г. Пием IV. Снова пересмотрен был И. Павла IV на Тридентском соборе после его вторичного собрания. По поручению собора его исправила особая комиссия из 17 членов, а затем он вместе с 10 выработанными комиссией правилами был утвержден на общем заседании 4 декабря 1563 г. (Sess. XXV de indice librorum) и обнародован буллою Пия IV «Dominici gregis custodiam» от 24 марта 1564 г. Этот Тридентский И. составляет эпоху в истории римской цензуры. Папы отказываются теперь от попытки истреблять неугодные им книги и ограничиваются лишь указанием их верным католикам, грозя за чтение их одними церковными наказаниями. От помощи светской власти папы в этом деле также отказываются. Тем большее, поэтому, значение приобретает И., сделавшийся почти единственным орудием в борьбе с запрещенными книгами и для заведования новыми изданиями И., равно как и для внесения в него новых книг, Пием V в 1571 году учреждается особая конгрегация (Congregatio indicis), иногда действующая совместно с конгрегацией инквизиции. Тридентский И. послужил основой для целого ряда позднейших И., издаваемых и в Риме (около 40 изданий), и вне его. Из римских И. замечательны И. Климента VIII, Александр VII, Бенедикта XIV, Пия VII и Григория XVI, Пия IX и Льва ХШ. В тесной зависимости от Тридентского И. стоят И., изданные испанскими генерал-инквизиторами, и составленный архиепископом Гарлеем в 1685 г. по поручению Людовика XIV и парламента французский И. Совершенно независимы от Тридентского И., издававшиеся правительствами некоторых государств перечисляющие книги, опасные для государственного строя, из коих следует упомянуть о «Catalogi librorum a commissione Aulica prohibitorum», издававшихся при Марии-Терезии и Иосифе II в Австрии, и индекс социал-демократических книг, составленный на основании закона 21 октября 1882 года в Германии. Особый вид И. составляют “Indices librorum prohibitorum et expurgatorum» («И. книг запрещенных и подлежащих исправлению»), называемых сокращенно Indices expurgatorii». Уже Григорий IX в рескрипте Парижскому университету 5 апреля 1231 года дает правила исправления хороших, годных для школы, не содержащих в себе ошибки, книг. Такого же рода правила даются в присоединенной к И. Климента VIII инструкции. В 1571 г. в Антверпене вышел «Index expurgatorius Antwerpiensis», составленный бельгийскими епископами, университетами в Ловене и Дуэ и учеными во главе с Арием Монтаном (см. Энц I). К нему примыкают И. Лиссабонский 1571 г. и испанской инквизиции 1584 г., более строгий, перепечатанный дважды в полемических целях в Германии (Salmuri 1601 и Hannoviae 1611). И другие И. испанской инквизиции носят смешанный исправительно-запретительный характер. В Риме исправительных И. не издавалось, если не считать не одобренного папой «I. librorum expurgandorum», изданного в 1607 г. Бразичелленсисом, занимавшим должность Magister s. Palatii. В римских И. при упоминания книг, годных к исправлению, делается добавка: «donee corrigatur» (пока не будет исправлена), запрещенные на Тридентском соборе отмечаются Ind. Trid., а при прочих делается ссылка на декрет, которым данная книга запрещена, и иногда упоминается о послушании автора (напр. В. Hascher, «Praesens status Ecclesiae», Современное состояние церкви, deer. 28 oct. 1849: Auctor laudabiliter se subjecit et opus reprobavit). И. требует, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один р.-католик не читал, не держал у себя и не перепечатывал под опасением отлучения. Со времени Пия IX этому наказанию подвергаются лишь те р.-католики, которые читают книги, написанные в защиту ереси или запрещенные особым повелением папы. Получить разрешение читать запрещенные книги в высшей степени, трудно. История И. тесно связана с историей католичества. Во время ожесточенной борьбы р.-католичества с протестантством И. подвергались, главным образом, сочинения протестантов. В более позднее время римская церковь пользуется И. как орудием для борьбы против различных неугодных Риму направлений в самом р.-католичестве. Римская церковь никогда не вносила в Индекс книги, благоприятствующие учению о непорочном зачатии, а в XVII веке в пользу этой доктрины были три папские решения: – Павла в 1616 г., воспрещающее опровергать ее даже в церковных собеседованиях; Григория XV в 1621 г., распространяющее этот запрет и на частные беседы; Климента VIII в 1661 г., назначающее нарушителям этих запретов канонические наказания. См. в двухтомном сочинении Mgr. Malou, L’Immaculée Conception de la Bienheureuse Vierge Marie, Buxelles 1857. В XVII веке в И. перечисляются сочинения, защищающие учение о непорочном зачатии, а после 1854 года – опровергающие это учение. Из сочинений православных писателей в И. занесены: «Римский католицизм в России» графа Д. А. Толстого; письма Конст. патриарха Кирилла Лукариса; История флорентийского собора Сильвестра Сиропула; Опровержение власти папы в церкви иерусалимского патриарха Нектария и немногие другие сочинения. Индекс-конгрегация осуществляет свою задачу далеко не совершенно. Внесение книг в И. в значительной мере дело случая, а не последовательно проведенных взглядов. Нередко в И. вносятся мелочи и сравнительно невинные книги, напр., исследования Обэ о гонениях на христиан, одно из которых переведено в «Православном Обозрении» за 1880 г., сочинение Фенелона о мистицизме, труды Барония, Александра Наталиса, Мембурга, Дюпеня, Флери, Мабильона, некоторые томы Acta Sanctormm болландистов и др., и в то же время не упомянуты сочинения Баура, Литтре, Ч. Дарвина и др. Только в 1822 г. инквизиция дозволила печатание книг, выясняющих движение земли и неподвижность солнца, а в 1835 г. из И. были исключены имена Коперника, Кеплера и Галилея. С другой стороны, практическое значение И. сильно ослабляется, во-первых, тем, что светская власть постепенно совершенно отказывает в своем содействии в борьбе с запрещенными книгами, а во-вторых, знакомство с И. даже среди высшего духовенства распространено очень мало. Все эти недочеты И. служат поводом к нападкам на него даже со стороны р.– католиков, причем одни требуют коренной его переработки, другие – полного его упразднения. Как на препятствие для упразднения индекса, указывают на установление его Тридентским собором, считаемым на Западе вселенским, а постановления вселенского собора по p.-католическому церковному праву папа может отменить единолично без нового вселенского собора только в случае крайней необходимости. О борьбе с еретической и апокрифической литературой в России см. под сл. Отреченные книги.

Литература. Ios. Mendham, «The literary Policy оf the Church of Rome», L. 1826, 3 изд. 1844; Fessler, Das kritische Bucherverbot., Вена 1858; его же, «Vermischte Schriften», Freib. 1869, 125 и сл.; Reusch, Der Index der verbotenen Bücher., 2 тома, Бонн 1883 –1885; довольно подробное изложение содержания этого объемистого труда см. в «Правосл. Обозрении», 1886 г. № 1, им же собраны и переизданы все индексы, вышедшие в XVI веке, в «Bibliothek des Stuttgarter literar. Vereins.», том СLXXVI; Робертсон и Герцог, «История хр. Церкви», II. 853.

С. Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle