Дети и родители
Дети и родители. Родители, вызвавшие к бытию детей, нравственно обязаны дать им надлежащее воспитание. Отказаться от этой обязанности они не имеют внутреннего права. Так как дело воспитания детей – дело величайшей важности и так как не все родители сознают всю святость лежащих на них обязанностей данного рода, то во многих государствах христианских производится такая или иная ревизия родительских воспитательских забот о детях. Родившийся, прежде всего, вводится родителями через посредство таинства крещения в лоно Христовой церкви, а затем становится участником и других христианских таинств по мере надобности, желания и возможности. Характер общих отношений между родителями и их детьми ясно намечается следующими словами св. ап. Павла: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Суровость в отношении к детям, переходящая границы, строгость к ним производят в детях то, что апостол разумеет под словом: «раздражать». Это раздражение вызывает в детях озлобленность, при которой чувству любви, обыкновенно, уже не остается никакого места. Вместо подобного отношения к детям рекомендуется родителям воспитывать их в учении и наставлении Господнем. Важно, конечно, развитие умственной стороны дитяти, обогащение его познаниями, развитие волевой его деятельности, но более ценно воспитание его в наставлении Господнем. С началами Христовой веры дети должны быть ознакомляемы постепенно, лишь только начнет в них пробуждаться и заявлять о себе сознательная жизнь. Учителями дитяти в данном случае являются, конечно, его родители и, находящиеся в непосредственном с ним соприкосновении, родственники, но более всего – первые, а особенно – мать, по всем понятной причине. Учение преподается и словом, и всего более делом. Религиозно-нравственное поступание родителей, всегда протекающее пред глазами дитяти, неотразимо влияет на последнее. Но так как прекрасным человеком и таким же гражданином дитя может сделаться со временем в том лишь случае, если родители надлежащим образом заботились не только о его умственном, религиозно-нравственном, но и о его нормальном физическом развитии, то отсюда и последнее не должно быть игнорируемо: при ином положении дела ни к чему не поведут ни умственные, ни религиозно-нравственные совершенства субъекта (подробности чит. выше: в статье о Воспитании). Если отношение родителей к детям будет, в общем, нормально от начала до конца, то и дети несомненно отплатят им со своей стороны лучшими своими чувствами: любовью и уважением, послушанием и пр., – чувствами, которые не перестанут иметь места и тогда, когда дети уже возмужают и сами затем сделаются родителями своих детей. Об этих чувствах, о необходимости проявления их детьми по отношению к родителям неоднократно и настойчиво говорит и само слово Божие, повелевающее детям почитать отца и мать, и обещающее им за это долголетнюю жизнь (Исх.20:12; Еф.6:2–3) и вообще, благополучие (там же). При этом, с точки зрения слова Божия, подобное поведение детей, имеющее пред собою пример в поведении самого Господа, повиновавшегося Своим плотским родителям (Лк.2:51), во-первых, справедливо (Еф.6:1), как должное воздаяние детей родителям за полученное первыми от последних (Сир.7:29, 30; 1Тим.5:4), и, во-вторых, благоугодно Господу Кол.3:20; 1Тим.5:4). Иное же поведение детей в отношении к их родителям прямо преступно. Злословие первыми последних, – по законодательству Моисееву, – должно влечь за собою даже смерть тех (Исх.21:16). Такое Моисеево законоположение припоминает и сам Господь с укором по отношению к Его слушателям (Мф.15:4 и след.) (другие подробности по вопросу о родителях и детях см. ниже: в статье о Семье вообще и христианской в особенности).
См. нашу статью: К вопросу об условиях нормального течения жизни христианской семьи («Христ. Чтен.». 1898 г., апрель, стр. 547–549). Чит. нашу так же брошюру: О христианской семье и связанных с нею вопросах» (Спб. 1901 г., стр. 41–44).
А. Бронзов