«Душеполезное Чтение»
«Душеполезное Чтение» ежемесячное издание духовного содержания, журнал, издаваемый в Москве; основано по мысли священника Московской Казанской, у Калужских ворот, церкви Алексея Осиповича Ключарева, впоследствии Амвросия, архиепископа Харьковского (о нем см. особую статью), который вместе с приглашенными им другими двумя московскими священниками – Николаевской в Толмачах церкви Василием Петровичем Нечаевым и церкви св. Николая Заяицкого Вас. Ив. Лебедевым – и стал издавать этот журнал с 1860 г. Основание журнала вызвано было народившеюся неотложною потребностью времени. Митрополит моск. Филарет, ходатайствуя пред Св. Синодом о разрешении издания «Душеполезного Чтения», писал: «и правительством, и частными людьми усиленно распространяемая грамотность и любовь к чтению требуют здравой пищи, и особенно тогда, когда светская литература повсюду предлагает чтение, большею частью, суетное и неблагоприятное для истинного назидания народа». С кончиною о. Лебедева в 1863 г. и выходом из состава редакции о. Ключарева в 1866 г., единоличным редактором-издателем журнала остался о. Нечаев. Он вел это трудное дело до 1889 г., когда, приняв монашество, с именем Виссариона (см. о нем особую статью), был хиротонисан во епископа. Тогда свой журнал, в октябре, он передал своему зятю и преемнику по приходу, профессору Московской духовной академии, протоиерею Димитрию Феодоровичу Касицину. Новый редактор вел журнал 12 лет и скончался в 1901 г., 3 дек., 62 л. Замечательна была его кончина: в предсмертном «бреду» он произнес по порядку все молитвословия литургии, помянул на память всех усопших, которые поминаемы были в его приходской церкви, и закончил возгласом: «Да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Он был сын диакона Московской епархии, магистр Московской академии, начал службу преподавателем Вифанской семинарии, с 1867 г. перешел в академию, где и занимал кафедры – в первое время истории западной церкви, с 1869 г. – новой церковной истории, с 1884 г. – истории и разбора западных исповеданий. Священником он был назначен в августе 1889 г., в 1892 г. получил протоиерейство. Погребен на Даниловском кладбище («Д. Ч.» 1902 г. № 2). После о. Касицына издательницей осталась жена покойного О. В. Касицына, а редактором назначен профессор Московской академии Алексей Ив. Введенский.
С первых же дней журнал привлек к себе надежный круг сотрудников из московского духовенства, профессоров духовной академии и светских лиц богословского направления. В журнале приняли участие многие духовно-литературные светила (как протоиерей А. В. Горский, И. А. Смирнов, преосвященные Филарет Гумилевский, Феофан Затворник и нынешний обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев) во главе с митрополитом Филаретом.
Журнал поставил себе задачей «служить духовно-нравственному наставлению христиан и удовлетворять потребности общеназидательного и общепонятного духовного чтения», и этой задаче остался верен все время. По собственному признанию о. Нечаева в день 25-летнего юбилея журнала, «Д. Ч.» наполнялось статьями, столь близкими к разумению каждого, что, по отзывам читателей, каждую книжку его можно читать с первой страницы до последней, не пропуская ни одной статьи. Статей отвлеченных и головоломных редакция всячески избегала, хотя и не чуждалась исследований строго научных, только бы они отличались популярным изложением. Известий о текущих событиях, так называемой хроники, в «Душ. Чт.» всегда было немного; все выдающиеся явления в жизни церкви и общества находили себе в журнале отображение в суждениях, а не в сообщениях. В 1863 г. журнал сделал было попытку быть журналом в тесном смысле, т. е. завел хронику, обозрение современных событий, но недолго выдержал такой характер и окончательно превратился в духовный альманах; явления современной жизни стали находить в нем отклик только в виде статей, имеющих характер назидания, положительного наставления, не исключая и таких явлений, как пашковство, раскол и т. п. В редакторство о. Касицына кой-когда проскальзывала нервная полемическая струйка, но скоро растворялась в общем содержании и духе журнала. Из предметов, которым посвящен целый ряд статей, следует указать статьи о Св. Земле – научные исследования и путешествия; толкование на паремии самого редактора; толкование на послания апостольские епископов Феофана и Михаила; поучения по руководству Пролога протоиерея Гурьева; чтения из библейской истории: объяснение богослужения, перевод канонов; о древних палестинских и сирийских лаврах, киновиях и монастырях; история христианской восточной церкви, проф. Ал. П. Лебедева; история русск. церкви в патриарший период, проф. А. П. Доброклонского; письма епископа Феофана Затворника по нравственным вопросам; переводы псалмов, древнего Патерика, слов Симеона Нового Богослова. Целая масса статей, заметок, сообщений и материалов посвящена митрополиту Филарету Московскому и в последние годы «Д. Ч.» дается в особом приложении полное собрание резолюций владыки. В последние годы в журн. помещаются портреты и снимки картин, а также заведен особый живой отдел «Отклики на современность».
С. Рункевич