Запасные дары
Запасные дары. Запасные дары – евхаристические дары, употребляемые при приобщении больных и обычно уготовляемые в великий четверток. Для них назначается второй агнец, который вынимается по тому чину, какой бывает на литургии преждеосвященных даров. По освящении даров священник полагает агнец на антиминсную губу, напояет его св. кровию над чашею со лжицы с большим опасением и искусством, чтобы не очень перемочить агнец и чтобы не уканула куда-либо животворящая кровь от излишества. Засим агнец полагается в кивот, обыкновенно, до конца литургии. По окончании ее, священник вынимает агнец из кивота и высушивает его таким образом. Раскрывает антиминс и на него на дискосе полагает агнец, который раздробляет копием на мелкие части. Затем берет чистый плитяной камень, или кирпич, и полагает его при крае антиминса, на правой стороне от себя. На этот камень ставит сосуд с горящими углями и над ним держит дискос с раздробленными дарами. Так предписывается приготовлять запасные дары в тех храмах, в которых служба совершается не ежедневно. Но, где литургия бывает каждый день, там можно обходиться без сушения даров, и нет надобности приготовлять двух агнцев. Можно часть одного агнца, напоив божественною кровью, оставлять до утра другого дня, храня его ради смертных случаев (Учительное Известие, Служеб.). Запасные дары должны быть хранимы в храме, на престоле в ковчеге; держать их на дому священнику запрещается (Инструкция благочин., парагр. 14).
Обычай иметь и приготовлять запасные дары восходит к глубокой древности. Его существование в древней церкви подтверждается как рассказом Дионисия Александрийского о некоем Серапионе, для приобщения которого дары были отправлены в ночное время с одним мальчиком (Евсевий, Церк. история, VI, 44), так и употреблением в III и следующих веках так называемых дарохранительниц (см. это слово). В частности, обычай приготовлять запасные дары в великий четверг был известен русской церкви в XIV ст., как об этом можно судить по ответам митрополита Киприана игумену Афанасию. Приготовление их в другое время было явлением очень редким и вызывалось обстоятельствами из ряда вон выходящими, так что летописцы отмечают это наряду с важнейшими событиями в религиозной и общественной жизни русского народа. Так, напр., в Новгородской летописи под 1552 г. после рассказа о моровой язве встречается следующее прибавление: «и яко таково попущение бысть: еже агнец вынимают в великий четверток на весь год на причащение православным христианам и тех агнцов во всем граде по всем церквам не стало и нечем православных христиан причащати, а служебными дарами везде не изоспели; и о том священницы всего града приходили к архиепископу, и архиепископ Серапион повелел имати запасный агнец у себе на соборной церкви во святей Софии, а сам о том послал гонца к Москве к митрополиту Макарию: аще тот агнец в соборной церкви изойдет и где та благодать взяти на причащение православным христианом?»
А. Петровский