Источник

Задерацкий Петр Емельянович

Протоирей П. Е. Задерацкий родился в 1818 г. – в той части тогдашней Кишиневской епархии (Очаковская область: города Одесса, Тирасполь и Ананьев с их уездами), которая отошла в 1837 г. к новоучрежденной епархии Херсонской и Таврической. Поэтому он сначала учился в кишиневской Дух. Семинарии, в которой дошел до философского класса, а в 1837 г. поступил в богословский класс новой Херсонской Семинарии, которая основалась в Одессе, кафедральном городе новой епархии Херсонской и Таврической. (Впоследствии Херсонская Семинария в Одессе переименована была в Одесскую Д. Семинарию, какое название удерживает и доселе; тогда как Херсонская Дух. Консистория, находясь тоже в Одессе, удержала по прежнему название Херсонской Д. Консистории, по имени епархии – Херсонской). – По окончании богословского класса в 1839 г. – в Одессе, П. Е. Задерацкий поступил в число студентов киевской Д. Академии II-го курса и в 1843 г. выпущен из Академии со степенью младшего кандидата. По свидетельству одного своего академического товарища (киевского кафедр. протоиерея Петра Гаврил. Лебединцева), Задерацкий в Академии пользовался репутацией даровитого студента и знатока греческого и французского языков, и, еще будучи студентом, приготовил для печати несколько сочинений, из которых два помещены были в журнале «Москвитянин», издававшемся проф. М. П. Погодиным. Действительно, в 40-х гг. прошлого века и профессора, и студенты киевской Академии помещали свои статьи – одни в «Москвитянине» Погодина, а другие – в петербургском «Маяке» Степана Онис. Бурачка, генерала по инженерной части, но ревностнейшего защитника православия и старых русских идеалов. К числу статей Задерацкого, помещенных в «Москвитянине», и относится та, которая упомянута в «Бог. Энц.», именно: «Болгаре, поселенцы Новороссийского края и Бессарабии» – 1845 г., № 12-й. Предмет статьи этой был хорошо знаком для Задерацкого, как уроженца Новороссии, обучавшегося много лет в Бессарабском Кишиневе. – Скоро по окончании академического курса, осенью 1843 г., Задерацкий принял сан священства и назначен был на приход в г. Киеве – к Старо-Киевской Свято-Троицкой церкви и сделался здесь преемником своего тестя 80-летнего старца протоиерея Андрея Масненкова, который служил при этой церкви еще с 1796 года и в 1843 г. вышел за штат. Сделавшись приходским священником в Киеве, о. П. Е. Задерацкий, по словам того же товарища своего о. П. Г. Лебединцева, горячо принялся за дело пастырского своего служения. Кроме частого богослужения, он проповедовал слово Божие почти при каждом воскресном и праздничном богослужении; а дома все досуги свои посвящал духовно-литературным занятиям. Труды эти, – продолжает П. Г. Лебединцев, – скоро усилили зародившуюся в нем еще в Академии грудную болезнь, которая прекратила земные дни его 24-го декабря 1848 г. – По смерти о. П. Е. Задерацкого, – говорит о. П. Г. Лебединцев, – осталось значительное число рукописных его проповедей и других духовно-литературных сочинений. К сожалению, они пошли по рукам знакомых, и большинство их не разыскано. Протоиерею П. Г. Лебединцеву удалось найти только два сочинения о. П. Е. Задерацкого, которые и напечатаны им в «Киевских Епарх. Ведомостях», с сообщением приведенных нами выше биографических сведений об их авторе.

Первое сочинение называется: «Заметки о Старо-Киевской Свято-Троицкой церкви» («Киев. Еп. Вед.» 1864 г., 2 и 3).

В этих «Заметках» тщательно собрано и записано все, что относится к истории этой церкви и хранящейся в ней иконе Божией Матери, благоговейно чтимой киевлянами. Описан также здесь подробно и синодик Троицкой церкви, очень интересный в археологическом отношении. В нем помещен целый ряд рисунков (около 30), довольно замысловатых по изобретению и исполнению. Рисунки эти представляют нечто целое и систематическое: это целый трактат или живое наглядное поучение о состоянии душ по смерти и о необходимости, и пользе церковного поминовения усопших. – Рисунки в синодике относятся к первой половине 19-го века. Каждый из них снабжен стихотворным объяснением, иногда очень обширным.

Другое сочинение о. Петра Задерацкого напечатано (в «Киев. Еп. Вед.» 1865 г. 2, 3 и 5) под заглавием: «Заметки об исповеди. (Из записок духовника)». В примечании к этому сочинению прот. П. Г. Лебединцев говорит, что она найдена в числе бумаг, полученных из Нижнего-Новгорода от одного из академических товарищей покойного Задерацкого. Оно сохранилось в довольной целости, но все-таки – не кончено. В рукописи оно называется «Ручник» – т. е. ручная книга духовника. Как видно из предисловия, автор предназначал своей работе широкий размер. Но и то, что из нее напечатано, может принести большую практическую пользу для священнослужителей – и потому вполне заслуживало бы издания отдельной брошюрой.

Теперь поведем речь по поводу киевского «Славянского Ежегодника» 1882 г. У протоиерея П. Е. Задерацкого был сын Николай Петрович Задерацкий. Он окончил курс в киевском Университете по историко-филологическому факультету и был учителем киевской 2-й Гимназии. Был страстным любителем славянской филологии. Был членом и секретарем киевского Славянского Благотворительного Общества. С 1876 г. Общество это основало свой литературный орган под заглавием «Славянский Ежегодник» и выпускало его ежегодно в виде отдельного сборника. Редакция «Славянского Ежегодника» поручена была Ник. Петр. Задерацкому, который поместил в нем массу своих статей, заметок и материалов как относительно современной жизни славянских племен, так и по славянским древностям. Вообще, Н. П. Задерацкий с величайшей ревностью трудился на учено-литературном поприще. Очевидно, он унаследовал любовь к литературе от своего отца. Но к несчастью, он унаследовал от отца своего и расположение к чахотке, от которой скончался в июле 1880 г. – При своей жизни он издал четыре выпуска «Славянского Ежегодника». Смерть его задержала дальнейший выход этого сборника, – и только в 1882 г. вышел пятый выпуск под редакцией молодого киевского ученого слависта А. В. Стороженко, магистра киевского Университета. В первом, изданном после смерти Ник. Петр. Задерацкого выпуске «Славянского Ежегодника» новый редактор его, естественно, счел себя обязанным посвятить первое слово памяти прежнего редактора – трудолюбца. Во главе выпуска А. В. Стороженко напечатал материал для биографии Н. П. Задерацкого, – и здесь довольно распространился об отце его – протоиерее П. Е. Задерацком, провел ту мысль, что именно он внушил своему сыну склонность к литературным занятиям, так как сам был не только большим любителем литературы, но и оставил в своих рукописях очень талантливые опыты литературных произведений... Рукописи эти рассматривал г. Стороженко, – и вот тут случился с ним курьез, который мы в свое время отметили в газете «Новое Время» (в одном из декабрьских №№ 1883 г. или январских – 1884 г. фельетон под заглавием: «Литературный курьез»). В бумагах протоиерея П. Е. Задерацкого г. Стороженко нашел нечто вроде сатирического очерка, написанного очень бойко и остроумно, в котором описан какой-то Живанов... Г. Стороженко пришел в восхищение от талантливости очерка – и на этом основании стал доказывать, какими большими литературными способностями владел протоиерей Задерацкий и как жаль, что его сатирический талант не мог проявиться в печати. Что же оказалось? – Оказалось, что этот очерк, найденный г. Стороженко в бумагах протоиерея Задерацкого, есть буквальный список с одного из знаменитых «Губернских Очерков» известного нашего сатирика Щедрина (М. Е. Салтыкова), появившихся первоначально в «Русском Вестнике» М. Н. Каткова в 1857 г. – именно список с очерка под заглавием: «Обманутый подпоручик»; только у Щедрина подпоручик этот называется Живновский, а в рукописи, найденной г. Староженко, он переименован в Живанова.

Вот причина, почему в статейку «Бог. Энц.» о протоиерее Задерацком попало упоминание о киевском «Славянском Ежегоднике» 1882 г. Он упомянут здесь по ошибке, как труд протоиерея Задерацкого; а на самом деле автор заметки хотел указать на него, как на материал для биографии протоиерея Задерацкого... Но этот материал – оказывается – фальшивый.

Лев Мацеевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle