Загадки у евреев
Загадки у евреев. Загадка (חידה, αἴνιγμα) есть метафора, в которой известное явление или предмет изображаются посредством другого, имеющего с ним какое-либо сходство. Это сходство и должно послужить основанием для решения загадки. В древнейших загадках отражается та ступень в развитии человека, когда он олицетворяет все явления природы и объясняет их исключительно на основании фактов своей личной жизни. Впоследствии это значение загадок утратилось, вследствие разобщения и борьбы между человеком и природой, и те выражения, которые прежде были для человека объяснением явлений природы, стали для него понятны лишь при некотором напряжении ума. Загадки были очень распространены у всех древних народов, в том числе и у евреев. Еврейское «хира» означает нечто запутанное, загадочное, узел для разрешения, нечто такое, смысл чего понятен лишь самым умным людям (Притч.1:6; Авв.2:6; Пс.49:5, 77:2; Прем.8:8). Притчи и пророчества часто высказывались в форме загадок (Иез.17:1 и д.) «Хира» называются в Священном Писании и те образы, в которые облекаются божественные откровения (Чис.12:8; Дан.5:12; 1Кор.13:12). Уменье разрешать трудные загадки у евреев, как и у арабов, считалось лучшим доказательством мудрости. Царица Савская предприняла далекое путешествие к Соломону, чтобы испытать его мудрость загадками (3Цар.10:1; 2Пар.9:1 и д.) Известна также загадка, предложенная Сампсоном (Суд.14:12). Иосиф Флавий передает еврейское предание, что Хирам, царь Тирский, присылал к Соломону некоторые притчи и загадки для решения и Соломон, со своей стороны, посылал к нему свои притчи и загадки (Древности, кн. VIII, гл. 5, § 3). В средние века под влиянием чтения Священного Писания появилось множество произведений, содержанием которых служат загадки, касающиеся библейских предметов и происхождения всего сущего. Таковы в русской литературе «Стихи о Голубиной книге», «Беседа трех святителей», «Пчела», «Слово Даниила Заточника» и др., в германской «Вартбургская война» и «Trougemund», стихотворение XIV века, и др.