Ефиопия
Ефиопия. Слово «Ефиопия» – название страны по имени населявшего ее народа возникло в библейском употреблении благодаря греческому тексту, где оно является своеобразным переводом еврейского термина «Куш». Самый этот термин LXX, очевидно, заимствовали у классических писателей, у которых имя Αίθοπἰα (от αἴθω – жечь и ὤψ – тело) часто служило общим неопределенным обозначением всех цветных народностей, обитавших в южных странах Африки. Но так как неопределенный классический термин «Ефиопия» далеко не всегда совпадает с более определенным библейским «Куш», то и мы, желая выяснить библейское употребление слова «Ефиопия», должны возвратиться к его еврейскому прототипу, т. е. к слову «Куш».
В Библии «Куш», прежде всего, имя лица – старшего сына Хама (Быт.10:6), затем – народа, от него происшедшего, и, наконец – стран, в которых обитали эти народы. Выясняя из анализа библейских данных вопрос о национальности кушитов и территории их обитания, мы приходим к выводу, что в этнографическо-топографическом смысле термин «Куш» имеет двоякое значение в Библии: а) одно – более широкое, в древнейших ее отделах, и б) другое – более узкое, в позднейших. В первом смысле под землей, или страной, «Куш» библейская география разумеет все те земли, через которые в течение целого ряда веков последовательно проходили потомки перворожденного сына Хамова, пока они не осели на более прочное жительство в пределах западной Африки. А так как тот исторический путь, которым прошли эти хамиты, лежал на запад от Сеннаара и Месопотамии, то именем «Куш» и обозначают различные западные и юго-западные страны Азии, преимущественно лежащие на Аравийском полуострове. Отсюда становится понятным совместное упоминание страны «Куш» со страною Хавила (соседняя с Месопотамией область Аравийского полуострова), – (Быт.25:18) в библейской топографии рая (Быт.2:11), а также название «кушитами» мадианитян, обитавших в северо-восточном углу того же Аравийского полуострова (Чис.12:1). Это, так сказать, азиатские кушиты Библии, или, точнее говоря, кушиты до момента их переселения в Африку. В другом, более тесном смысле слова под страной «Куш» Библия разумеет последний пункт движения кушитов, место их остановки на оседлое жительство в пределах восточной Африки, на юге Египта, по берегу Персидского моря и Индийского океана. Намек на территориальную близость (через Персидский залив) и племенное родство этих африканских кушитов с оставшимися на Аравийском полуострове можно видеть в кн. Паралипоменон, где кушиты называются «сопредельными арабам» (2Пар.21:16). Смотря на дело с исторической точки зрения, мы не вправе даже отделять древнейших азиатских кушитов от позднейших африканских: древность, как известно, не различала этих двух смежных стран света и все пространство между двумя большими реками – Евфратом и Тигром – считала за одно целое. Поэтому правильнее будет первых назвать кочевыми (Чис.12:1 и Исх.2:16–17), вторых же – оседлыми кушитами.
Говоря об африканской Куш-Ефиопии, Библия, прежде всего, выразительно подчеркивает ее географическое соседство и ее политическую связь с Египтом, почему обычно и помещает их вместе, или непосредственно друг за другом (Пс.67:32; Ис.11:11, 20:4, 43:3, 45:14; Иер.46:9; Иез.29:10, 30:4, 38:5; Дан.11:43; Наум.3:8–10; Авв.3:7 и др.). В одном месте Библия даже точно указывает и линию раздела этих двух смежных государств, именно, приморский город Сиен, нынешний Ассуан (Иез.29:10), Из отличительных особенностей самой Ефиопии Библия говорит об изобилии в ней вод (Соф.3:10), тропическом климате страны (Ис.18:1), о ее природных богатствах (Иов.28:19), что в связи с приморским положением Ефиопии делало ее важным торговым пунктом древнего мира (Ис.19:16), славившимся своими легкими кораблями (Ис.18:1).
Жителей этой Ефиопии Библия изображает людьми высокого роста и красивой внешности (Ис.18 и Ис.45), называет крепким и бодрым народом, всепожирающим и страшным для врагов (Ис.18:2, 7). За все эти качества ефиопляне были излюбленной дворцовой прислугой (Иер.38:7).
Из истории Ефиопии Библия преимущественно касается лишь тех ее моментов, которые относятся к эпохе великой исторической борьбы Египта с Ассирией. Так, она дает намек на вассальную зависимость Ефиопии от Египта, когда в войске египетского царя Сусакима, напавшего на Ровоама, называет, между прочим, и ефиоплян (2Пар.12:3). Затем, она указывает, по-видимому, и на обратное, т. е. на господство ефиоплян над Египтом, когда целый ряд последующих фараонов (Зара, Шабака и Тиргака) называет ефиоплянами (2Пар.14:9; 4Цар.17:4 и 4Цар.19:9). Об этих фараонах Библия свидетельствует, что они то нападали на евреев (Зара на Асу, царя иудейского, – 2Пар.14:9), то вступали с ними в союзы (Шабака с израильским ц. Осией, 4Цар.17:4, и Тиргака – с иудейским Езекией) против ассирийских царей. В большинстве случаев эти союзные войны оканчивались разгромом союзных войск, отчего наряду с Египтом страдала и Ефиопия; по крайней мере, Библия сохранила нам известия о трех таких опустошительных погромах: при Ассаргаддоне (Ис.19:2–23), при Ассурбанипале (Наум.3:8–10) и при Навуходоносоре (Иер.44:9; Иез.29:10, 34:5–9; Соф.2:12). Наконец, последнее библейское упоминание о Ефиопии принадлежит уже Новому Завету (Деян.8:27); оно проливает нам свет на тяготение жителей Ефиопии к христианству, на что пророчески указывалось еще в Ветхом Завете (Ис.11:11, 43:3, 45:14; Соф.3:10; Пс.71:3 и Пс.82:4).
Все эти библейские данные о Куш-Ефиопии находят себе соответствующие подтверждения, а также дополнения и разъяснения в документальных памятниках Египта и Ассирии и в произведениях классиков. Правда, даже наиболее древние из этих памятников знают только одну Ефиопию, именно, позднейшую – африканскую; однако и в них можно находить указания на то, что ефиопляне не были аборигенами Африки: мы имеем здесь в виду один древний египетский памятник из эпохи Узертезена I, фараона XII династии, свидетельствующий, что в правление этого царя кушиты были переселены в Нубию из Аравии; это произошло приблизительно за 2300 л. до Р Хр. Памятники Египта сохранили и библейское название Ефиопии, именно, в форме Kes, как она называется в вышеупомянутом фрагменте Узертезена I и в других позднейших документах. Известно даже, что при фараонах XVIII и XIX династий наследники престола носили официальный титул принцев Kes (нечто вроде принцев Уэльских в совр. Англии). В летописях ассирийских царей, в особенности, из династии Саргонидов, мы то и дело встречаемся с фразой mat Musur mat Kussi, представляющей почти дословную параллель обычной библейской фразы: «земля египетская (Mizraim) и земля ефиопская (Kusch)». Другим, встречающимся в памятниках Египта и Ассирии, обозначением африканской Ефиопии было название ее по имени главного города Ефиопии, служившего ее политическими» центром, – Мерое (егип., сравн. Иер.46:9) или Миллухи (по-ассир.).
Что касается самого местоположения этой страны, то, по показаниям египетско-ассирийских памятников и классических историков (Илиодора, Страбона, Диодора Сицилийского, Плиния, Иос. Флавия и др.), Ефиопия лежала на юг от Египта, приблизительно между 10°–25° северной долготы и 45°-58° восточной, занимая нынешнюю Нубию, Кордофан и север Абиссинии. О географических и климатических условиях Ефиопии, о наружном виде ее обитателей, предметах их торговли и общем их богатстве мы находим в этой литературе развитие тех же самых указаний, которые уже известны нам из Библии.
История Ефиопии, на основании вышеуказанных источников, схематически может быть изложена в следующем виде. Первое положительное известие о появлении ефиопов в Африке относится, как мы видели, к началу XII ст. (царств. фараона Узертезена I за 2300 до P X.) и прямо же ставит их в подчиненное отношение к Египту. Два следующих египетских памятника, упоминающих об Ефиопии, относятся ко времени XVIII и XIX династий; из них в первом говорится о женитьбе фараона Амеза (Ahmes) на ефиопской принцессе, а во втором – о завоевании Ефиопии Рамзесом II, известным фараоном-завоевателем XIX-й династии. Эта зависимость Ефиопии от Египта начинает постепенно ослабевать, по мере того, как сам Египет все сильнее и сильнее раздирался внутренними междоусобиями. Известно, что в конце XXII династии в Ефиопию удалилась из Фив высшая жреческая каста и здесь, в приморском городе Нафте (быть может библейский Ноф, – Ис.19:13), основала новое независимое царство, со временем распространившее свое влияние на весь Египет. Первым из таких царей-жрецов был Пианхи-Мериамун, преемником которого был уже чистокровный ефиоплянин – Шабака (биб. Шаба, основатель XXV-ой египетской династии, в VII веке до P. X.). Ко времени этой династии относятся ожесточенные войны Египта с Ассирией, в которых принимали участие и иудейские цари, почему от этой эпохи и сохранилось больше всего известий об Ефиопии, как в Библии, так и в клинообразных надписях. Из последних, напр., мы узнаем, что фараон Шабака был разбит Саргоном в битве при Рафии – 719 г. до P X. Преемник его – фараон Тагарка – столь же неудачно воевал с ассирийскими царями – Сеннахиримом и Ассаргаддоном. От эпохи последнего недавно найдена (в 1888 г. в Цинджирли) любопытная стела, изображающая крупную фигуру Ассаргаддона, и две маленьких фигурки, копошащиеся у его ног, одна из которых представляет египетского фараона Татарку, как то видно из имеющейся здесь же надписи. С этих пор Египет, а вместе с ним и Ефиопия, начинают быстро приближаться к концу (походы Ассурбанипала и Навуходоносора), который и был положен Камбизом, царем персидским (525 г. до P X). В позднейшую эпоху римского владычества Ефиопия, по свидетельству Страбона, Плиния, Диона Кассия и Марцеллина, управлялась женской династией из фамилии «Кандакия» (Деян.8:27). Имя это разобрано также в одном из иероглифических фрагментов, найденных в Мерое, а в памятниках Египта, изданных Лепсиусом, имеется даже и рисунок одной из этих цариц, в самой воинственной позе с мечами в обеих руках, одна из которых поднята вверх, а другая опущена на голову побежденных врагов. С современной Абиссинией, присвоившей себе имя Ефиопии уже в позднейшую, христианскую, эпоху и населенную семитскими выходцами, древняя кушитская Ефиопия не имеет ничего общего.
Литература. Vigouroux, «Ethiopie» in «Dictionaire de lа Bible», XV, 1899. Schrader, «Handwörterbuch des bibl. Altherthunis», I. Lenormant, «Histoire ancienne de l'Orient», II, 1882. Масперо, «Древняя история народов Востока», перев. с нем., Москва 1895.
А. Покровский