Епигонатий
Епигонатий (от ἐπὶ и γόνυ) – наколенник, поли́ца, или, на разговорном языке, па́лица – четырехугольный равносторонний плат, привешиваемый одним концом, или углом, с правого бока при облачении архиерея, архимандрита и некоторых заслуженных протоиереев. Поли́ца (в чине умовения ног в особой книжке и в церк. словарях) является обычным названием и производится, по предположению некоторых, от малой полы, части одежды. По свидетельству Ф. Вальсамона (XII в.) епигонатий существовал уже в его время, но являлся принадлежностью исключительно архиер. одежды. Он обозначает собою то полотенце, которым Господь отер ноги апостолов (Leunclavii, Jus graeco-romanum, 1596 г., p. 447). То же его значение указано было и Московским собором 1667 г.: «колен одежда, зовемый епигонатий, являющь лентия вручения, имже ноги Господь отре апостолам» (Ист. росс, иер., ч. I, стр. 324). У нас в России поли́ца иногда называлась «подполок» (Макарий, Археол. описание древн. Новгор., стр. 339; пр. К. Никольский Пособие к изуч. устава, 1900 г., стр. 56, примеч.) В настоящее время поли́ца составляет необходимую принадлежность архиер. облачения, а прежде, как выше сказано, ее и носили только архиереи. Затем стали давать ее и архимандритам, но не всем, а только тем, у которых о том говорилось в «настольной грамоте» (Акт. Арх. Эксп. т. IV, № 205); иногда, архимандриты, имевшие митру, не имели поли́цы (Ист. русс, иер., ч. V, стр. 442). Архимандриты надевали при поли́це и набедренник (там же ч. I, стр. 357, 368, 382, 388; ч. IV, стр. 46 и др.) При облачении архиерей надевает поли́цу сверх саккоса, архимандриты же и протоиереи – после того, как наденут пояс и поручи, ранее надевания фелони. Священник, имеющий набедренник, возлагает поли́цу на правый бок, а набедренник – на левый (пр. Никольский, назв. кн., стр. 57). В древности при патриархе было особое должностное лицо «заведующий наколенником» (ὁ ἐπὶ τῶν γονάτων), который приносил его, когда облачали патриарха; по списку Алляция, он, кроме того, имел обязанность держать дискос во время раздачи народу св. хлеба (Leunclavii, lib. V, p. 382; Сим. Фессал. о храм. гл. ХLХХХIII; Corp. scriptor histor. Bysant., vol. XXIII, p. 12 и 144).
Н. М.