Источник

Енисейская епархия

Енисейская епархия.

I. Исторический очерк. – Учредить енисейскую епархию было положено еще на Московском соборе 1681 г., но учреждена епархия только 25 мая 1861 г., а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом (с 1824 г., с учреждением Енисейской губернии) к Иркутской и, наконец, с 1834 г., с открытия Томской епархии, к Томской. Открыта епархия благодаря ходатайству преосвящ. Томского Афанасия, генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева и, наконец, строителя Красноярского собора, купца Сидора Григорьевича Щеголева, при Томско-Енисейском преосвященном Порфирие. Кафедра определена в губ. г. Красноярске. Первым епископом Енисейским и Красноярским был

1) Никодим (Никита Иванович Казанцев), сын дьячка Московской епархии, магистр Московской академии, принял монашество, будучи студентом, в 1829 г., по окончании курса в 1830 г. был инспектором Тульской и Новгородской семинарий, ректором Вятской, Херсонской, Курской и Ярославской, в 1854 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1861 г., 18 сентября, назначен Енисейским, 6 апреля 1870 г. вышел на покой в Перервин монастырь в Москве, скончался 11 июня 1874 г. в г. Дмитрове, где и погребен в соборе. Отличался высоким молитвенным настроением и любовью к научным занятиям, был архипастырь «мудрый, мужественный и весьма благодушный» (П. Знаменский, «История Казанской дух. акад.»; «Енис.Е.В.» 1884 г. № 1; 1885 г. №2; 1888 г. № 20; 1889 г. №№ 5–8, 11, 12, 16, 17; 1890 г. №№ 1, 4, 7, 11, 13–14, 16–17, 21; 1891 г. №№ 3, 4, 8, 9, 13, 14, 18, 19; 1896 г. № 23; 1902 г. № 9; «Христ. Чт.» 1861 г., XI). За ним следовали:

2) Павел (Петр Попов), сын священника Енисейской губернии, по окончании курса Иркутской семинарии был священником на одном из заводов Иркутской еп., потом перешел в Красноярск, где был членом дух. правления и с 1858 г. был протоиереем. Затем, по внушению преосв. Иннокентия (Вениаминова), принял монашество и в 1860 г. хиротонисан был во епископа Якутского, в 1866 г. назначен Новоархангельским, в 1870 г. – Енисейским, а в 1873 г. – Камчатским; скончался 25 мая 1877 г. «Был архипастырь весьма ревностный и деятельный» («Енис. Е. В.» 1896 № 23).

3) Антоний (Вениамин Иванович Николаевский), сын диакона Костромской епархии, по окончании курса Петербургской дух. академии в 1841 г. был преподавателем в Нижегородской семинарии, здесь принял монашество, затем был инспектором Тамбовской и ректором Екатеринославской семинарий, в 1867 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии, 31 марта 1873 г. назначен епископом Енисейским, 15 мая 1881 г. переведен в Пензу, где и скончался 15 апреля 1889 г., погребен в пристроенной к кафедральному собору церкви, при входе под арку, ведущую к гробу преосв. Иннокентия. Владыка отличался простотою образа жизни и обхождения, величайшею снисходительностью и совершенною нестяжательностью («Енис.Е.В.» 1889 г. №№ 9, 13–15; 1896 г. № 23).

4) Исаакий (Иван Каллиникович Положенский), сын священника Петербургской епархии, принял пострижение, будучи студентом Петербургской академии; затем был смотрителем Боровичского училища, профессором Новгородской семинарии, инспектором и ректором Кавказской. В 1871 г. хиротонисан во епископа Моздокского, 30 мая 1881 г. назначен Енисейским, 8 марта 1886 г. перемещен в Томск, в 1891 г. – в Кишинев, в 1891 г. – в Астрахань, но туда не поехал, а вышел на покой в Гербовецкую обитель, в 1893 г. перешел в Тихвинский монастырь, где и скончался 11 мая 1894 г. Расставаясь с преосвященным, епархия удостоверяла, что к ней его провожали совершенно справедливо с пожеланием – fiat lux in tenbris extremis. «Ни одна сторона епархиального управления не осталась без доброго его воздействия, всему дано было поступательное движение вперед, по примеру лучших российских епархий». Им основаны «Енисейские Епарх. Ведомости» («Енис. Е.В.» 1884 г. №№ 1, 2, 12; 1886 г. № № 9–10; 1891 г. № 12; 1896 г. № 23).

5) Тихон (Михаил Михайлович Троицкий-Донебин), сын диакона Рязанской епархии, по окончании семинарии в 1853 г. был священником; овдовев, поступил в Петербургскую дух. академию, затем с 1861 г. был преподавателем и инспектором Новгородской семинарии и ректором Кавказской, в 1882 г. хиротонисан во епископа Сарапульского (см. очерк Вятской епархии), 8 марта 1886 г. назначен Енисейским, с 28 марта 1892 г. – архиепископ Иркутский («Енис. Е. В.» 1896 г. № 23; 1903 г. № №№ 10–12:1889 г. № 15; 1890 г. №№ 21–24; 1891 г. №№ 21–24; 1892 г. №№ 12–13).

6) Александр (Богданов) назначен на енисейскую кафедру из викариев Владимирской епархии 28 марта 1892 г. (см. очерк Владимирской епархии), 30 апреля 1894 г. переведен в Тамбов, где и скончался. Учредил братство и открыл семинарию («Енис. Е. В.» 1892 г. №№ 12–16; 1894 г. № 12; 1896г. № 23).

7) Акакий (Александр Иванович Заклинский), сын священника Рижской епархии, родился в 1836 г., со второго курса Петербургской дух. академии, в 1856 г., поступил иеродиаконом к посольской церкви в Константинополе, в 1865 г., в Петербурге рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Рязанской семинарии, затем был преподавателем Волынской семинарии и ректором Томской, в 1891 г. хиротонисан во епископа Балтского, 7 сентября того же года назначен Елисаветградским, в 1894 г., 30 апреля, Енисейским («Енис. Е. В.» 1896 г. № 23; 1902 г. № 21). В Красноярске выстроил великолепный архиерейский дом и содействовал возведению новых зданий семинарии. Отличался необыкновенным трудолюбием. 28 октября 1898 г. по болезни уволен на покой и проживал в Московском Покровском миссионерском монастыре, где и скончался 3 сентября 1902 г.; погребен за алтарем Ионинской церкви. Печатал в свое время письма с Востока в «Дух. Беседе», «Дне», проповеди – в Епарх. Ведомостях. Оставил в рукописи учебники по основному и догматическому богословию.

8) Евфимий (Феодор Доримедонтович Счастнев), сын священника Нижегородской епархии, по окончании семинарии в 1860 г. был священником в сельском приходе, в 1893 г. принял пострижение и был назначен настоятелем Арзамасского Преображенского монастыря, 17 ноября 1895 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, с 1898 г. святительствует на Енисейской кафедре («Енис. Е. В.» 1898 г. № 23; 1899 г. №№ 2 и 3).

II. Статистический обзор. – пространство епархии 2.246.627 кв. в.; население 623.494 души; в 1901 г. было родившихся 34.870 душ, умерло 23.295: присоединилось из раскола 34, римско-католиков 11, лютеран 6, евреев 23, магометан 3; браков было заключено 5080. Приходов 222. Духовенства: протоиереев 13, священников 210, диаконов 50, диаконов на псаломщической вакансии 18, псаломщиков 223; заштатных священников 11, протоиереев 2, диаконов 3, псаломщиков 13. Монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; в 5-ти мужских монастырях монашествующих 31 (по штату положено 16 и послушников 12); в 2-х женских – 25 монахинь (по штату положено 17) и 161 послушница. Церковных библиотек 207. Церковно-приходских попечительств 37. Богаделен при церквах 1. Больниц при монастырях 1. Церковно-­приходских школ 203, в том числе 7 двухклассных и 196 одноклассных. Раскольников пределах епархии 11.869 душ.

III. Епархиальное управление. В консистории 4 члена. Благочинных 21.

IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Красноярская духовная семинария открыта 3 сентября 1895 г.; в 1900 г. для нее сооружены новые здания («Енис. Е. В.» 1895 г. №№ 18, 19, 20; 1900 г. № 13). Красноярское духовное училище в 1895 г. обзавелось новыми зданиями. В 1902 г. воспитанников было 177, в том числе 42 иносословных. В 1902 г., ввиду затруднительности для многих членов духовенства, вследствие отсутствия поблизости начальных школ, и бедности причтов, надлежащим образом подготовлять детей к поступлению в приготовительный класс училища, в училище открыто низшее отделение приготовительного класса. В 1884 г., 30 августа, при училище было открыто общество св. кн. Александра Невского для вспомоществования бедным воспитанникам училища. В 1901 г. общество собрало до 1000 р., в том числе взносов обязательных от причтов свыше 500 р. и % с капитала до 400 р., израсходовало до 500 р., выдало в ссуду до 150 р. и сохранило в остатке до 11.000 р. Общество оказывает пособия не только ученикам училища, но также и воспитанницам женского училища, и ученикам семинарии («Енис. Е. В.» 1884 г. № 16; 1885 г. № 10; 1886 г. № 22; 1902 г. №№ 1, 11, 12). Епархиальное женское училище основано 1886 г. заботами преосв. Исаакия, открыто 5 октября 1886 г. («Енис. Е. В.» 1886 г. №№ 9–10, 20; 1887 г. №№ 23–24; 1897 г. № 23 – историческая записка; 1898 г. № 22; 1903 г. № 1). До этого времени дочери духовенства получали, большею частью, образование в училище для девиц духовного ведомства при Иверском монастыре, в Енисейске, которое с открытием епархиального женского училища в Красноярске было закрыто. В 1902 г. всех воспитанниц было 107, в том числе, живущих в общежитии 94, иносословных 11. При училище с 22 ноября 1890 г. имеется образцовая одноклассная церковно-приходская школа и с 8 октября 1900 г. воскресная школа. Для учителей и учительниц церковных школ в лето 1903 г. были устроены в Красноярске краткосрочные педагогические курсы («Енис. Е. В.» 1903 г. №№ 14 и 16).

V. Просветительные благотворительныt и взаимо-вспомогательные епархиальные учреждения. Православное братство во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Красноярске открыто 8 сентября 1893 года, учреждено преосвящен. Александром. Новый устав утвержден 21 января 190З. Братство имеет целью способствовать распространению христианской веры среди язычников-инородцев и утверждение в христианском обществе здравых понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о церкви, и противодействовать расколу, сектантству и суевериям. Средства к достижению цели: публичные чтения, распространение книг, устройство библиотек и книжных складов, устройство школ и иконописных мастерских, учреждение обществ трезвости («Енис. Е. В.» 1893 г. №№ 18–19; 1903 г. №№ 6 и 19). Епархиальный комитет православного Миссионерского общества заведует двумя отдельными миссиями: Минусинскою из 8-ми приходов, действующею в Минусинском и, отчасти, Ачинском уездах среди полукочевников-татар тюркского племени, крещенных, но все еще сохраняющих обычаи шаманства, и Туруханскою, из 6-ти приходов, действующею среди тунгусов, якут, долган, самоедов и юраков, между которыми остается до 2000 язычников. Поступлений в 1902 г. было свыше 13, 000 р., расхода до 12, 000 р., остатка свыше 6000 р. Комитет содержит 2 миссионерских школы. В числе поступлений собрано из местных средств лишь до 1.200 р., остальное получено от совета Миссионерского общества и его комитетов («Енис. Е. В.» 1903 г. № 7). Епархиальный отдел православного Палестинского общества открыт 29 марта 1898 г. («Енис. Е. В.» 1898 г. № 8; 1903 г. №№ 11 и 12), в 1902 г. производил чтения о Св. Земле в 45 пунктах епархии, членов имел 11 и сотрудников 7, собрал денег 383 р. Церковно­-приходские попечительства собрали в 1901 г. до 1000 р.; почти все – на поддержание и украшение церквей. Епархиальное попечительство о бедных духового звания в 1901 г. имело на приходе до 6000 руб. (главные статьи: % с капитала, свыше 2000 руб., и кружечной сбор свыше 1600 р.), израсходовано до 5000 р., в том числе, в постоянное пособие свыше 3700 р. Выдано в ссуду до 6000 р. В остатке свыше 47, 000 р. Открыто 19 сентября 1862 года, причем в основу его фондов отпущено Св. Синодом 10, 000 р. Имеется одна богадельня в с. Кекурском, содержащаяся на % с капитала пот. поч. гражданина Аверкия Матонина.

VI. Монастыри. – Енисейский Спасский штатный мужской монастырь. При монастыре имеется церковно-приходская школа. Туруханский Троицкий штатный мужской монастырь, при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, учрежден в 1660 г. по челобитной жителей «города Мангазеи», основан блаженным Тихоном Туруханским. При монастыре имеется одноклассная миссионерская школа, в которой на % с капитала в 10.000 р. т. с. Маслова обучалось 19 учеников («Енис. Е. В.» 1889 г. №№ 19–20). Красноярский общежительный мужской монастырь. Знаменский мужской скит в Красноярском уезде. Енисейский Иверский третьеклассный женский монастырь, бывший Христорождественский, в г. Енисейске, при впадении в Енисей pp. Мельничной и Лазаревка, основан 1623 г. девицей Параскевой Племянниковой из Нижнего Новгорода. До 1868 г. при монастыре был приход. При монастыре имеется двухклассная женская школа и больница («Енисейск. Е. В. 1885 г. №№ 7, 8, 14, 15, 18, 22). Знаменский общежительный женский монастырь в Красноярском уезде. При монастыре имеется двухклассная женская школа.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle