Источник

Елей

Елей, употребляемый при богослужении правосл. церкви и обозначающий желание христиан быть угодными Богу не одною верою, но и добрыми делами, и всею жизнью, должен быть чистый, без всяких подмесей, так как сам Господь повелел Моисею, чтобы в Скинии в златом седмисвещнике горел чистый елей, битый из маслин, без всякого осадка (Исх.27:20; Лев.24:1, 2; Правосл. Исп. вопр. 118). Между тем, у нас в России в 80-х годах XIX ст. фальсификация лампадного масла дошла до последней крайности, почему и необходимо было принять энергичные меры к снабжению церквей чистым, по возможности, лампадным маслом. Поэтому, по распоряжению Св. Синода, в 1888 году был произведен химич. анализ 27 образцов этого масла и о результатах было сообщено в «Цер. Ведомостях» за тот же год (№№ 1 и 2), причем епархиальным начальством предложено было озаботиться выпискою лампадного масла прямо из-за границы и устройством в епархиях особых для него складов при монастырях и епархиальных свечных заводах. В том же году (№ 28) было объявлено по дух. ведомству о распоряжениях мин. финансов относительно того, чтобы масло, получаемое епархиями через таможни, было действительно чистым, без всяких подмесей. В следующем году, приходящее из-за границы масло, по требованию епарх. начальств, церквей и монастырей, было освобождено от оплаты торговыми пошлинами, как, равно, освобождены от этих пошлин и епархиальные склады этого масла («Цер. Вед.» 1889 г. № 6), причем указаны были и цены на это масло в таможенных складах (там же, № 8). Затем были указаны фирмы, от которых с удобством можно выписывать это масло («Церк. Вед.» 1890 г. № 7), и, наконец, объявлены условия получения его от торг. дома Родоконаки в г. Одессе (там же, 1891 г. № 21). Е. в таинстве елеосвящения служит видимым знаком благодати исцеления (апостолы «мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху», Мк.6:13). Об употреблении освященного елея, которым помазывался больной в этом таинстве в древних требниках, в чине «священия маслу», говорится следующее: «Аще ли случится болящего ради святити масло, то святити новое масло неосвященное, и освятив, аще умрет боляй, то оставшим маслом полити умершого. Аще ли оздравиет боляй, то священное масло сжесши в паникадиле или в кадиле. Буди же ведомо, яко и всякого усопшего, иноки же и миряны, в погребении поливати крестообразно святым сим маслом, по писанию св. Дионисия Ареопагита» (Требн., изд. В Москве 1625 г., л. 394; 1651 г., л. 135; Треб. патр. Филарета, л. 125; Истина св. Соловецк. Обит. архим. Игнатия, Спб. 1844 г., стр. 47). О поливании елеем усопшего так указано в послании митр. Киприана игумену Афанасию (1390–1405 г.): «проливает священник крестообразно, от главы первое, таже у ногу, потом же от десна, таже левую сторону, чашу же, в ней же масло с вином, повержет у ногу» (Акт. Ист. т. I № 253; пр. К. Никольского – Пособие к изучению устава, 1900 г., стр. 738). Масло, остающееся после елеосвящения в вел. четверток (см. о нем под словом Елеосвящение), согласно указанию древних требников (1639 и 1651 гг.), должно быть сохраняемо «на освящение просвещаемым в св. крещении». При крещении елей, именуемый «елеем радования», – так как посредством его крещаемый как ветвь, отторгнутая от дикой маслины, прививается к доброй маслине – Иис. Христу (Кирил. Иер. 2-е таиноводств. поуч.), – должен быть освящаем, по возможности, для каждого отдельного крещения (Тр. Петра Могилы 1646 г., «о св. мире и елее», стр. 16). Елей освящается и при благословении хлебов на всенощном бдении и может быть употреблен, затем, или «в брашнах», или же, аще есть иконостас, на целование образа, для знаменования (помазания) людей (Служебн., вечерня). Но помазание может быть совершаемо и не этим елеем, а от «кандила (лампады) праздника» (Типик., послед. 6 августа, 15 авг., 27 янв., 24 февр., 26 сент., 26 окт., 21 ноябр., 25 дек.). Кроме того, елей освящается и употребляется для назнаменования креста на стенах в чине освящения или «благословения новому дому, в нем же хощет кто первее вселитися» (см. Дополнит. Требн., изд. в Киеве 1866 г., л. 90 обор.).

Н. Марков


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle