Екдики
Екдики – особые должностные лица восточной церкви, имевшие обязанность ходатайствовать пред властями и судами гражданскими за слабых и неимущих, защищать церковь и ее сынов от их врагов, обуздывать своевольных и непокорных чад церкви и, наконец, вести судебные и тяжебные процессы церкви с членами гражданского общества. Начало этой должности, не без основания, видят в обязанности первых диаконов защищать «вдовиц еллинских» от притеснений со стороны принявших христианство иудеев; та же обязанность лежала и на диаконах последующих времен. Но в IV и начале V-го в. обязанности эти уже возлагались на определенных лиц – екдиков (109-е прав. Карф. соб.), из которых одни были церковными, занимавшимися делами церкви и лиц к ней ближайших, а другие – гражданскими, защищавшими мирян, обращавшихся к церкви с просьбами о покровительстве. Последние были введены по ходатайству Карфагенского собора, 86-е правило которого гласит: «Заблагорассудили все, по причине притеснения убогих, которые непрестанно стужают церкви жалобами, просити от царей, да избираются для них, под смотрением епископов, защитники от насилия богатых», а 109-е дополняет: «Еще заблагорассуждено, чтобы отправляемые от имени всем епархий посланники Викентий и Фортунатион просили преславных царей, да будет позволено учредити ученых екдиков, которые имели бы своею обязанностью действование в защищении дел и которые бы, яко священники епархий, приявшие на себя ходатайство по делам церквей, свободно могли, когда нужда потребует, входити в присутствие судилищ для опровержения возражений и для представления того, что нужно». Известно, что цари уважили ходатайство собора и дали позволение избирать таких екдиков, а при Юстиниане должности эти были введены уже во всех городах. В церк. екдики избирались по преимуществу лица из клира, большею частью – священники, хотя были избираемы и диаконы. Напр., в первом заседании Халкидонского собора часто упоминается о некоем Иоанне – пресвитере-екдике, в списке должностей Константинопольской церкви протопапа (о нем – в своем месте) называется екдиком, а Иоанн Цитрский указывает, что из 10–12 екдиков, составлявших «совет протекдика» (τὸ ἐκδίκειον), 4 были пресвитерами. Выбирались екдики при участии народа, как и лица в другие церковный должности. В гражданские екдики, выбиравшиеся тем же порядком, назначались светские люди, знакомые с законами и, обыкновенно, – лучшие и почетнейшие среди граждан известного города. Выбирались эти лица на 2 года, по истечении которых они могли слагать с себя обязанности и передавать их другим лицам. С течением времени различие между церковными и гражданскими екдиками исчезло и ими стали служить исключительно клирики (об обязанностях екдиков см. иер. Павел, О долж. и учрежд. восточной церкви, Спб. 1857 г., стр. 87–93 и 84).
Н. М.