Источник

Ездра

Ездра. С именем «Ездры» (по LXX и Вульгате, или «Езры» – no-евр., что значит «помощь») соединяется представление об одном из самых выдающихся деятелей послепленного периода ветхозаветной истории. Библейские сведения об этой личности имеют частью автобиографическое происхождение (1Ездр.6–10 гл.), частью же заимствованное из книги его младшего современника и сподвижника – Неемии (Неем.8 и Неем.12). Отсюда мы узнаем, прежде всего, что Ездра принадлежал к первосвященническому роду, ведя его по прямой линии от самого Аарона (1Ездр.7:1–5); во-вторых – что Ездра был выдающимся для своего времени книжником и ученым, так как титул «писца», обычно прилагаемый к нему, служил именно синонимом «ученого», на что указывает также и его роль, как истолкователя закона во время праздника Кущей (Неем.8:18); в-третьих, отсюда же открывается, что Ездра состоял при дворе персидского царя Артаксеркса и пользовался его особым благоволением (1Ездр.7:6). Из обстоятельств жизни и деятельности Ездры Библия отмечает два его путешествия в Иерусалим, одно в 7-й, другое в 20-й год правления Артаксеркса. Относительно первого из них известны следующие подробности. В седьмое лето персидского царя Артаксеркса Ездра, «писец скор в законе Моисееве», получил от царя и семи его советников предписание посетить Иудею и Иерусалим и отнести царские дары и другие доброхотные жертвы на алтарь Иеговы в иерусалимском Его храме. Согласно данному царем указу, к Ездре присоединились и все те, кто пожелал возвратиться из Вавилона на родину. Посольство это было снабжено широкими полномочиями по части приведения в порядок религиозной и юридически-бытовой стороны жизни иудеев (1Ездр.7:25–26). Через четыре месяца пути посольство уже достигло цели своего пришествия (1Ездр.7:9). Придя в Иерусалим, Ездра был глубоко поражен царившим в нем нечестием и развращением нравов, заразительный пример которого подавали сами блюстители Моисеева закона – священники и левиты, открыто вступавшие в преступные браки с языческими женами (1Ездр.9:2). И Ездра решил бороться с этим злом. Он собрал всех жителей Иерусалима, разъяснил им их вопиющее преступление, напомнил явленные им божественные благодеяния и потребовал публичного покаяния и торжественного отречения от греховных браков (1Ездр.10:7–12). Для наблюдения же за точным исполнением этого обещания на будущее время, равно как и вообще для водворения правосудия и порядка, Ездра тогда же во все города назначил особых начальников и судей (1Ездр.10:14). Рассказом об этой реформе обрывается первая кн. Ездры, а вместе с этим, на целых тринадцать лет прерываются и библейские известия о жизни Ездры. Полагают, что в течение всего этого периода он снова жил в Вавилоне, так как его путешествие в Иерусалим носило характер временного поручения и, следовательно, предполагало необходимость возвращения к персидскому царю с отчетом (1Ездр.7:14). Вторично мы встречаем Ездру в Иерусалиме уже в 20-й год царствования Артаксеркса (около 445 г. до P. X.), когда он в союзе с Неемией опять заботится о восстановлении Моисеева законодательства (Неем.8:1). На этот раз Ездра выступает в качестве главного помощника Неемии в его религиозных реформах и в роли чтеца и истолкователя Моисеева закона в продолжение семидневного праздника Кущей (Неем.8:18). Ввиду того, далее, что Ездра уже не упоминается при возвращении Неемии в Вавилон в 32-м году Артаксеркса и что, с другой стороны, вскоре же после ухода Неемии началось прежнее, никем не сдерживаемое, расстройство в Иерусалиме, многие справедливо думают, что Ездра к этому времени уже умер. Молчание же Библии об этом факте невольно наводит на мысль, что смерть его последовала где-либо вне пределов Иудеи, – весьма возможно, что на пути в Вавилон, как говорит одно древне-иудейское предание. Лейярд, известный ученый исследователь восточной древности, в полном согласии с этим преданием открыл на берегу реки Тигра, при слиянии его с Евфратом, гробницу, носящую имя Ездры, и служащую предметом паломничества у иудеев. Скудость положительных библейских данных о деятельности Ездры в связи с важностью роли его, как ученого книжника, знатока Моисеева закона и религиозного реформатора, послужила поводом к созданию целого цикла легендарных сказаний о нем и его деятельности. Так, Ездре приписывается учреждение синагог и организация так называемой «Великой Синагоги»; ему же усвояется написание, кроме 1 кн. Ездры, еще книг – Паралипоменон и Неемии; он считается виновником введения нового квадратного письма в библейское употребление, взамен прежнего, финикийского. Наконец, апокрифическая четвертая кн. Ездры рассказывает о том, как Ездра по памяти или в силу нового откровения воспроизвел все евр. книги Ветхого Завета, которые было утратились вследствие вавилонского плена. Это последнее апокрифическое известие, по-видимому, подхвачено и новейшей рационалистической критикой, которая, как известно, считает Ездру если не самим автором, то, по меньшей мере, главным редактором Моисеева Пятикнижия, вопреки многим ясным указаниям самого же Св. Писания на допленное существование Торы (см. Пятикнижие и Канон ветхозаветный).

А. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle