Египет
Египет – одно из первых по времени государств земного шара, достигшее еще в глубокой древности сравнительно высокой степени гражданственности и культуры. Территория др. Египта, занимая узкую береговую полосу Африки, расположенную по обеим сторонам Нила между 31–24° северной широты, прежде (до прорытия Суэцкого канала) непосредственно сливалась с северо-западным углом Аравийского полуострова, так что древность почти не различала границы между Азией и Африкой, и жители пограничных областей, той и другой, стояли в самых живых и непосредственных сношениях между собой. Эта географическая близость Египта с Сирией и Палестиной, а также важная культурно-историческая роль Египта в истории др. Востока и объясняют нам то исключительное, выдающееся положение, какое занимает др. Египет в Библии.
Наименование и разделение Египта. Современное название «Египта» – довольно позднего происхождения; оно унаследовано от греков, у которых именем Αἴγοπτος обозначалась северная часть Нильской долины с прилегающими к ней оазисами Ливийской пустыни. В Библии же, как и у семитов вообще, Египет был известен под именем «Мицраим», что буквально означает: «два укрепления» и, вероятно, намекает на те ряды пограничных валов и крепостей, которыми Египет отделялся от своих азиато-семитических соседей. Сами египтяне называли свою страну «Кам» или «Кем» (по древнейшему произношению) и «Кеми» или «Хеми» (по более позднему), что весьма созвучно с библейским именем «Хама» и вполне согласно с таблицей народов (Быт.10:6) и другими указаниями Библии относительна жителей Египта (Пс.104:27, 105:21–22, 77:51).
Границы Египта простирались от Средиземного моря в северо-восточном углу Африки до пределов Ассуана на юге (от Мигдола до Сиены у пр. Иезекииля Иез.29:10 и Иез.30:6). Он представлял собой как бы обширный оазис среди африканских пустынь: Аравийской – на восток от Нила и Ливийской – на запад от него, прорезанный во всю длину могучим Нилом и двумя горными цепями, идущими по направлению от севера на юг. Еще Геродот весьма удачно назвал Египет «даром Нила», так как от периодических разлитий этой величайшей реки в мире зависит выдающееся плодородие Египта, а отсюда и благосостояние его обитателей. Неудивительно, что река Нил является главной жизненной артерией во всей истории Египта; так ею, прежде всего, обусловливалось не только чисто географическое, но, вместе, и историческое разделение Египта на две части: южный или верхний Египет (истоки Нила), по-египетски: «Ра-to-res» (биб. Патрусим), и северный или нижний Египет (нильская дельта), по-египетски – «Pa-to-meh». А так как Нил в своем нижнем течении разветвлялся на несколько отдельных рукавов, то соответственно сему и нижний Египет разделялся на несколько частей, называвшихся по имени этих рукавов: Пелузиум, Танис и т. п. Отсюда же, между прочим, объясняется и библейское представление о «реках Египта» (т. е. нильских рукавах), как его границах.
Кроме указанного историко-географического разделения, весь Египет в политическом отношении издревле делился на целый ряд номов, или самостоятельных округов, управлявшихся независимыми вождями, имевших свои божества, свой культ, свои особенности быта. По временам эти номы объединялись под властью одного, наиболее сильного из них, затем нередко снова освобождались или попадали под другое влияние, словом – почти постоянно вели между собой то глухую, то открытую войну. Наиболее видными и влиятельными номами были: Мемфис, Танис и Илиополь – нижнего Египта и Фивы – верхнего.
Источники истории древнего Египта. Первое место в ряду их бесспорно. принадлежит вещественным памятникам др. Египта, остаткам его богатой культуры; сюда относятся многочисленные развалины храмов и дворцов, произведения живописи и скульптуры, колоссальные пирамиды с найденными мумиями и открытыми в разных местах папирусами. Открытие всех этих памятников и чтение покрывающих их надписей породила даже особую науку, успевшую достигнуть уже значительных успехов в своем развитии (см. Египология и Библия). К числу местных же источников, хотя и позднейшего происхождения, должно отнести сочинения египетских же авторов, но писавших по-гречески, сохранившихся только в отрывках: Манефона, египетского жреца III в. до P. X., Гараполлона, Апиона, Херомона, Германиона и друг., упоминаемых, главным образом, у Иос. Флавия, александрийского (в Египте) иудея. Из иностранных источников первое место по количеству, важности и объективности сведений принадлежит, по всей справедливости, Библии. Другим, весьма важным источником являются ассировавилонские и тель-ель-амарнские клинообразные таблицы, освещающие различные темные эпохи египетской истории. Из писателей классического периода особенно важен Геродот, лично путешествовавший по Египту и пользовавшийся записями другого такого же, только более раннего, путешественника – Гекатея Милетского. Кроме того, ценные сведения о Египте дают Гекатей Абдерит, Эратосфен Кинидский, Диодор Сицилийский, Иосиф Флавий и Климент Александрийский.
Население др. Египта. Исходя из хвастливых показаний египетских надписей где египтяне называют себя автохтами, а свою страну – «родиной богов и людей», многие склонны думать, что население Египта было туземного происхождения и до известной степени родственно другим аборигенам Африки, т. е. неграм. Но после того, как Вирхов решительно опроверг эту гипотезу своими антропологическими исследованиями царских мумий Булакского музея, в науке начинает упрочиваться мнение о прошлом характере этнографического состава др. Египта. Исследования мумий, изображений и статуй жителей Египта, изучение их языка и особенностей народной психологии, наконец, самый характер созданной ими культуры – все это приводит к убеждению в том, что высший культурный слой населения Египта принадлежал к составу хамито-семитической группы, причем на более древних памятниках заметно преобладание первого из этих элементов, т. е. хамитского, или кушитского, что, как известно, вполне согласно и с Библией (Быт.10:11–13). Основываясь на этом, большинство современных этимологов признает, что наделение Египта образовалось из нескольких последовательных наслоений, во главе которых стояли выходцы из Азии, родственные древним халдеям, которым Египет и обязан главными элементами своей культуры (Ленорман, Гоммель, Тиле и др.).
Вопрос о религии др. Египта – это наиболее темный и спорный пункт исследования, осложняемый крайней противоречивостью его источников и их принадлежностью к разным местам и периодам многовековой истории Египта. Бесспорно, что египтяне были весьма религиозным народом, так как оставленная ими обширная литература едва ли не на 9/10 всего своего состава имеет религиозное содержание. Но на вопрос о том, с чего началась религия др. Египта и как она развивалась, ученые отвечают далеко не одинаково: одни, и весьма авторитетные, египтологи утверждают, что религиозное развитие египтян началось с монотеизма и шло путем постепенной деградации (Ленорман, Пиэрре, Эберс и др.); большинство же других держится противоположного мнения – что древнейшие формы египетской религии были самыми грубыми (натурализм, фетишизм, тотемизм, и егемеризм) и что только впоследствии под влиянием богословской спекулятивной мысли они стали развиваться и улучшаться (Масперо, Амелина, Тиле, Либлейн, Пфлейдерер, Ланге, Спенсер и др.). Надо думать, что истинное решение данной проблемы находится в середине между этими двумя крайними взглядами: несомненно, что, поскольку история знает религии Египта, она никогда не была монотеистической; но не менее бесспорно также и то, что количество богов и предметов почитания в Египте с течением времени не только не уменьшалось, но постепенно, и довольно заметно, возрастало. Кроме того, в вопросе о египетской религии необходимо, по нашему мнению, строго различать две стороны: религию народных масс от религии ученых и жрецов; в то время как первая из них несомненно регрессировала, вырождаясь в самые грубые и отвратительные культы, вторая ясно прогрессировала, создавая более стройную религиозную систему. За всем тем, история не имеет возможности сказать ничего решительного о первобытной, доисторической религии Египта, хотя, исходя из анализа древнейших религиозных верований и гимнов, имеет больше оснований стать на сторону первобытного монотеизма, чем изначального политеизма. В течение же всего исторического периода религия Египта была точным отражением его политической жизни и подобно последней представляла собой довольно пеструю и разнообразную картину местных культов, то стоявших независимо друг от друга, то так или иначе объединявшихся между собой, то снова враждебно разделявшихся, то, наконец, подпадавших различным посторонним влияниям.
Литература и наука др. Египта. Долгое время Египет считали страной чудес и какой-то сверхъестественной мудрости. Но египтология теперь значительно поколебала это традиционное представление. Выяснилось, что вся образованность др. Египта носила религиозно-практический характер и сосредоточивалась в руках жрецов и вокруг храмов и канцелярий. Там ей посвящали себя жрецы и особые книжники (rehiu hetu, ἱερογραμματέυς – библ.), пользовавшиеся привилегированным положением и находившиеся под покровительством бога Тота. Главное занятие этих ученых состояло в уменье читать иероглифы и украшать ими стены дворцов, храмов и гробниц. Что касается самых иероглифических надписей, то они, в большинства случаев, носят характер беглых заметок о счастливых войнах и гражданских заслугах современных им фараонов, в силу чего и получают весьма важный для нас историко-биографический интерес. В этом отношении особенно важны хронологические списки царей др. Египта, наиболее полным из которых является т. н. «Туринский папирус», доходящий с некоторыми повреждениями и пропусками до XVI династии.
Наиболее распространенной формой истории у др. египтян был исторический роман, где выдающиеся исторические деятели или эпохи становились сюжетом целых легендарных повестей; таковы, напр., дошедшие до нас сказания о войне с гиксами (папирус Саллье), история взятия Ионии фараоном Тутмозисом III (пап. Гаррис), пентамерон об эпохе Хеопса (пап. Wescav) и ряд историко-географических романов, повествующих о похождениях египтян по Сирии и др. соседним областям, – таковы, напр., «повесть о двух братьях» (папир. m-me Орбини), сказка «о царевиче», отправившемся путешествовать, и о «крестьянине», испытавшем ряд превратностей и бедствий, волшебный роман о «Санти-Хамойсе» и пр. Все эти произведения интересны и важны для нас отчасти и с исторической, но гораздо больше с географической и народно-бытовой их стороны.
Видное место в литературе др. Египта зажимают произведения морально-практического характера, наподобие библейских творений царя Соломона или Иисуса, сына Сирахова. Особенно силен этот морально-религиозный элемент в двух важнейших священных книгах Египта: в «Текстах пирамид» и в «Книге мертвых». Из других произведений этого цикла отметим здесь папирус Prisse, содержащий наставления житейской мудрости, папирус Bulaq, нечто вроде египетского домостроя, поучения царя Аменемга I (XII д.) своему сыну, сильно напоминающее по своему характеру поучение Владимира Мономаха, и изречения мудреца Дуада о превосходстве науки и чиновничества над всякой другой деятельностью (папир. Саллье).
Не чужда была литературе др. Египта и поэзия, которая своим разделением на строфы, метрическим строем, параллелизмом и антитезой членов, игрой слов и рифмами довольно близко напоминает произведения семитической поэзии (библейские псалмы и ассиро-вавилонские гимны). Большинство поэтических сочинений др. Египта носит религиозный, точнее – магически-заклинательный характер, наподобие клинообразных заклинательных стихов ассиро-вавилонской религии. Образчики египетской поэзии мы имеем в «Текстах пирамид» и особенно в «Книге мертвых», заключающей в себе многочисленные гимны богам: Ра, Аммону, Тоту, Гатору и др.
Из естественных наук всего больше разрабатывалась в Египте медицина, будучи обязана своим развитием, главным образом, религиозному акту бальзамирования трупов. Из дошедших до нас медицинских сочинений др. египтян особенно замечателен огромный лейпцигский папирус, открытый Эберсом, и более поздний – берлинский, изданный Бругшем. Из них видно, что египтяне довольно умело ставили диагноз болезни по ее симптомам, а для лечения употребляли различные растительные притирания и мази, рецепт приготовления которых хранили в глубоком секрете. Но с течением времени египетская медицина упала, поддавшись влиянию магии. Однако, лучшие медицинские приемы и рецепты др. Египта не пропали для человечества, так как перешли, по-видимому, к отцу медицины, знаменитому греческому врачу – Гиппократу. В частности, египтяне были первыми окулистами и хирургами древности.
Довольно сведущи были древние египтяне и в астрономии с математикой. О сравнительном прогрессе астрономии говорит уже одно то, что египтяне первые из культурных народов ввели солнечное счисление времени и положили основание той календарной системы, которая в общих чертах существует и доселе. Так, они определили объем года в 12 солнечных месяцев по 30 дней в каждом и скоро догадались присоединять сюда еще пять «добавочных дней»; каждый день они делили на 24 часа, из которых первые 12 относили к дню, а вторые – к ночи. Далее, имели др. египтяне знакомство и с пятью главными планетами, и с неподвижными звездами, составляли списки восхождения светил и классифицировали их по созвездиям, обозначая последние особыми, техническими именами. Так как астрономия немыслима без математики, то несомненно египтяне имели достаточные познания и в последней. О практической геометрии др. египтян красноречивее всего свидетельствуют их колоссальные постройки и обширные ирригационные работы, требовавшие для своей прочности и даже некоторой красоты, строгой соразмерности частей и правильности линий. Образцом же их теоретической математики может служить папирус Ринда, находящийся теперь в Британском музее и содержащий в себе известное количество теорем по тригонометрии и небольшой алгебраический экстракт. К сожалению, влияние религиозно-мифологических представлений дурно отразилось на развитии как математики, так и еще больше астрономии, заменив здесь точную науку астрологическими бреднями, в которые впоследствии ушла вся египетская мудрость.
Искусства и ремесла др. Египта точно так же стояли на сравнительно высокой степени развития, что в особенности должно заметить о первых. Отличительными чертами Е. искусства были: в архитектуре – стремление к колоссальности и прочности, в ваянии и живописи – не только хорошая пластика, но и одухотворение ее известным религиозным символизмом. Памятниками др. египетского искусства доселе служат его колоссальные пирамиды, главные из которых построены фараонами четвертой династии (прибл. за 3500 л. до P. X.), величественные развалины дворцов и храмов, большинство которых относится к фиванскому периоду египетской истории (XVIII д.), барельефы, статуи, обелиски и стенная живопись, нередко исполненная красками. Из ремесел, судя по памятникам, в др. Египте существовали следующие: ткацкое, из продуктов шерсти и хлопка, гончарное, возвышавшееся до обделки керамики и эмали, металлургическое, состоявшее в обработке меди, железа, стали, а также золота и серебра, ювелирное, заключавшееся в обделке драгоценных камней, как предметов роскоши, а также искусство выдувания стекла и уменье приготовлять виноградное вино, и т. п. Все эти произведения древнеегипетской индустрии были предметами оживленной торговли, как внутренней, так и внешней, не только меновой, но и производившейся на деньги, роль которых выполняли у них особые серебряные кольца, принимавшиеся на вес, на что, по-видимому, указывает и Библия в истории Иосифа (Быт.42:27, 35).
История др. Египта, несмотря уже на значительную ее разработку египтологами, еще не освещена окончательно; в особенности спорным является здесь вопрос о древности Египта. Однако, большинством ученых признается, что царствование Менесеа – основателя первой исторической династии Египта – относится за 4050 лет до P. X. Отсюда и до падения Египта (529 г., при Камбизе, сыне Кира Персидского) история его насчитывает тридцать одну династию (по Манефону), разделяя их на три главных периода: древней (I–X дин.), средней (XI–XVII д.) и новой (XVIII–XXXI) империи, называемые иначе мемфисским, древне- и ново-фиванскими периодами, в зависимости от главных их центров. История этих периодов, в особенности двух последних, имеет немало точек соприкосновения с библейской и посему полна глубокого интереса для богослова-библеиста (см. Египтология и Библия).
С утратой политической самостоятельности, Египет последовательно переходил из рук персов сначала к грекам, затем к римлянам, потом к арабам, пока, наконец, не попал под власть турок, утвердивших на развалинах др. Египта новое мусульманское царство. Самым блестящим из этих периодов египетской истории был период греко-македонского владычества, когда столица Египта – Александрия служила центром всей образованности др. мира и мостом, соединявшим Восток с Западом.
При римлянах Египет, преимущественно его столица – Александрия, был важным христианским центром Востока, прославившимся и своей богословской школой, и своими страстными религиозными движениями, окончившимися тем, что большая часть египетских христиан уклонилась в монофизитство (см. под слл. Абиссиния, Александрийская школа, Ефиопия, Коптская церковь).
А. Покровский