Источник

Евфимий Терновский

Евфимий Терновский, последний болгарский патриарх, известный своими письменными трудами. Еще в молодости Е. принял пострижение в монашество в монастыре Параорском (находившемся к северу от Адрианополя), где он и провел несколько лет в аскетических подвигах. Затем Е. некоторое время жил в Константинополе, в Студийском монастыре, на Афоне, на острове Лемносе, снова в Константинополе и, наконец, поселился в своем отечестве – Болгарии в одном незначительном монастыре вблизи Тернова. Здесь Е, занимался важным трудом исправления неисправного текста болгарских богослужебных книг и литературною деятельностью. Между 1375 и 1378 год. он был, по единодушному желанию епископов и всего народа, избран патриархом болгарской церкви, и в продолжение 15–18 лет с пользою управлял своею паствою. Он ревностно заботился о чистоте нравов своих пасомых и успешно боролся с разными ересями, обуревавшими в то время Болгарию (Варлаам и Акиндин, исихасты, богомилы, иудействующие). После взятия Тернова турками в 1389 году Е. своим мужественным предстательством до некоторой степени предотвратил неистовства победителей, но вскоре и сам был схвачен и присужден к смерти, но затем помилован и сослан в Македонию. И в ссылке Е. своею проповедью стремился удержать от перехода в ислам своих пасомых. Год смерти его неизвестен. По заточении Е., грекам удалось добиться от турок закрытия патриаршей кафедры и все болгарские епархии подчинены были Константинопольскому патриарху. Труды Е. составляют эпоху в истории болгарской письменности. Е. Е. Голубинский называет Е. болгарским патриархом Никоном, потому что он сделал в Болгарии то, что в России было сделано Никоном, именно предпринял и совершил исправление оказавшихся в его время неисправными церковно-­богослужебных книг. Он образовал целую литературную школу из сербов, болгар и русских. Собственных сочинений Е. насчитывается до 19:1) церковные слова: похвальное Константину и Елене, на Введение, на св. неделе; 2) жития и повести: житие Параскевы Терновской, житие Филофеи Терновской, житие Иоанна Рыльского, житие Феодосия Терновского, повесть об обновлении храма Воскресения (Иерусалим. Троицкой лавры); 3) послания: к Киприану, к Никодиму, к Анфиму и др. В историческом отношении сочинения Е. очень важны, но в литературном в них много недостатков. Они написаны языком полным грецизмов и чисто греческая конструкция речи делает ее часто неудобопонятной. Риторизм и напыщенность присущи им в большой мере.

Литература. Главным источником сведений о жизни Е. служит похвальное слово Е., написанное его современником и соотечественником Григорием Цамвлаком. E. Е. Голубинский, Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской, стр. 84–89, 172–175, 659 (Μ. 1876), П. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. (Спб. 1900).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle