Источник

Евфимий – имя трех патриархов

Евфимий – имя трех патриарх. Константинопольских. Из них

1) Евфимий был патриархом с 488 по 552 год. По вступлении на патриарший престол Е. отлучил от церкви Петра Монга и его преемника (с 490 г.) Афанасия, также еретика. Папа не внес Е. в диптихи за то, что он не согласился изгладить имя патриарха Акакия, благоприятствовавшего монофизитам. За отказ Е. возвратить написанное императором Анастасием перед вступлением на престол исповедание веры Е. был обвинен в потворстве бунтующим исаврийцам и сослан в пафлогонский город Евхаиту.

2) Евфимий I (906–911 гг.) был возведен на патриарший престол императором Львом Мудрым после низвержения патриарха Николая Мистика за отказ его признать законным четвертый брак императора. Такой поступок императора вызвал раскол, волновавший Константинопольскую церковь в продолжение целых ста лет. Все византийское духовенство разделилось на две партии, на партию приверженцев прежнего патриарха – николаитов и партию приверженцев нового – евфимитов. При жизни Льва патр. Николай и его приверженцы подвергаются гонениям, но при его преемнике Александре Николай снова занимает Константинопольскую кафедру, а Евфимий и евфимиты изгоняются. При Зое, четвертой жене Льва Мудрого, евфимиты, пользуясь поддержкой императрицы, производили постоянные смуты в церкви, несмотря на все кроткие и благоразумные меры против них, принимаемые патриархом Николаем (подробнее см. Николай Мистик). На созванном патр. Николаем в Константинополе соборе 920 года четвертый брак был окончательно запрещен, а третий ограничен. Многие из евфимитов на этом соборе были воссоединены с церковью, причем клирики были приняты в сущем сане. К концу патриаршества Николая раздоры евфимитов с николаитами значительно утихли. Снова возник раскол в 1056 году, когда патриарх Полиевкт решил внести в диптих имя Евфимия. Николаиты, недовольные распоряжением патриарха, отделились от общения с ним. В самом конце X века спор снова возгорелся, когда на соборе при императорах Василии II и Константине VIII было произнесено осуждение на не соединяющихся с церковью из-за вопроса о четвертом браке.

3) Евфимий II (1410–1416). При нем на торжественном заседании синода в Софийском храме в 1412 году иером. Иосиф Вриенний излагал трудности воссоединить униатов-греков о. Кипра с греческою церковью.

О времени патриаршества Евфимия см. у И. Андреева, Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия, стр. 163–166. Сергиев Посад 1895. О других см. Николай Мистик, патр. Констант. в «Прибавл. к твор. св. отец», т. XX; Лебедев А. И.; «Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, XI в.», стр. 137–142.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle