Источник

Доктор

Доктор – собственно, учитель, а впоследствии носитель высшей ученой степени по специальному предмету какой-либо науки, в том числе, и богословия. Впервые обычай давать ученые степени доктора возник в Болонье в XII веке, когда 1130 юристов, особенно отличившихся своими познаниями, награждены были званием доктора прав. Вскоре затем появляются и доктора богословия, которые получали эту степень или от самого папы, или, как, напр., в Париже, от канцлера университета, как постоянного уполномоченного папы. Для получения этой степени требовалось сначала пройти все низшие академические степени – через сдачу установленных экзаменов, диспутов и пробных лекций, пока через ряд подобных же испытаний не достигалась правоспособность на получение докторства, которое доставалось не без значительных издержек. Так как с течением времени и для занятия некоторых наиболее важных мест по римскому праву непременно требовалось обладание ученой степенью доктора, то искателей ее с каждым годом являлось все больше. Помимо незначительных местных отличий, условия получения докторской шляпы, которая по уставу полагалась пурпурно-­красная, четырехугольная, и выдавалась канцлером университета в торжественном собрании, были почти везде одинаковы. Богословская степень доктора давала право повсюду проповедовать, преподавать и защищать веру, почему и право удостаивать этой степени исходило от самого папы, а впоследствии, после введения реформации перешло к местным государям, причем, молодой доктор в своей докторской речи давал клятву оказывать послушание уже не папе, как это было раньше, а государю с обязательством защищать истину евангелия и держаться Аугсбургского исповедания. Первый случай возведения в степень доктора на новых началах состоялся в Виттенберге 17 июня 1533 г. в присутствии курфюрста, и первыми докторами были Иоан. Эпин из Гамбурга, Каспар Круцигер и Иог. Бугенгаген из Виттенберга. В том же году Меланхон составил вместе с преобразованием университетского устава вообще новый порядок и для получения докторства, который потом долго оставался в силе во всех факультетах. Впоследствии принято было удостаивать степени доктора honoris causa, и так как этой степени удостаивались особенно заслуженные деятели в науке и церковном служении, то они пользовались особенным уважением. В XVII в. доктора богословия носили титул «превосходительства». Само собою понятно, что сохранился и обычный способ достижения докторства, причем, требовалось представить диссертацию на латинском языке, выдержать экзамен или коллоквиум перед факультетом, состоящий, обыкновенно, в латинском диспуте о тезисах диссертации и произнесенной по-латыни речи. Со всей этой процедурой связывались довольно значительные расходы, восходившие от 300 до 600 марок. Этот порядок, за несущественными изменениями, сохранился в немецких, как римско-католических, так и протестантских университетах до настоящего времени. Оттуда он перешел и в наши университеты, а от них, со времени введения нового устава 1869 г. и в наши духовные академии. Высшего своего процветания докторство достигло в средние века, в эпоху расцвета схоластики. В то время носители докторской степени среди выдающихся богословов, обыкновенно, получали еще дополнительные почетные титулы. Так, папа Сикст IV (1484 г.) был доктор наиострейший (acutissimus), Фома Аквинат (1274 г.) – доктор ангельский, Иоан. Герсон (1429 г.) – доктор христианнейший, В. Шампо (1121 г.) – столп докторов, Ансельм Лаонский (1117 г.) – доктор докторов, Джон Виклеф (1384г.) – доктор евангельский, В. Оккам (1347 г.) – доктор непобедимый и особенный, Бернард Клервосский (1153 г.) – доктор медоточивый, Иоан. Бонавентура (1274 г.) – доктор серафимский, Альберт Великий (1280 г.) – доктор вселенский и т. д.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle