Докетизм
Докетизм (от греч. δοκεἰν – казаться) – учение, по которому Христос не имел действительного тела. Его явление в действительном мире было-де только призраком, Его тело – фантомом, Его рождение и смерть – видениями. Происхождение этой ереси, по-видимому, относится к весьма отдаленному времени. Оно опровергается уже в 1Ин.4:2, и 2Ин.1:7, и, в той или другой форме, эта ересь вошла почти во все гностические системы, как, напр., систему Сатурнина, Василида, Валентина, Маркиона и др. К концу II в. существовала секта так наз. докетов (Феодорит, Ер. 82; Clim. Alex. Strom. VII, 17; Евсевий Церк. Ист., VI, 12). Корнем, из которого возникла эта теория, была мысль, что причина зла есть материя. Приписывая всякое зло материи, пришлось, по необходимости, полагать, что Христос не мог иметь никакой связи с материальным миром; и гностики, разными утонченными толкованиями, надеялись достигнуть этого, превращая все Его дело в нереальное. Докетизм в его крайностях иногда вырождался просто в фантастические вымыслы, как напр., когда Василид учил, что под видом Иисуса был распят Симон Киринеянин, причем, сам Иисус стоял-де подле в образе Симона Киринеянина и смеялся над Своими гонителями. Как апостолы, так и первенствующая церковь рано осудили это учение, почему в символах веры, как апост., так и никейском, с особенною настойчивостью утверждается вера в такие факты христ. учения (как воплощение Спасителя, рождение Его от Девы, страдания, смерть и воскресение в плоти), реальность которых именно отрицалась докетами.