Источник

Вятские епархиальные ведомости

Вятские епархиальные ведомости – согласно ходатайству Вятск. еп. Агафангела разрешены к изданию указом Св. Син. от 17 июля 1862 г., и начали издаваться с 1863 года. По утверждённой Св. Синодом программе они состоят из 2 отделов – официального и духовно­-литературного. Официальный отдел – обычный, содержаний распоряжения местной епархиальной власти, а также распоряжения центральной духовной власти, касающиеся В. епархии. В духовно-литер. отдел, как гласила утверждённая Св. Синодом программа, «войдут:

1) учение веры и нравственности христианской, преимущественно применённое к потребностям Вятской паствы и направленное к ослаблении суемудрия раскольнических толков, существующих в епархии, также суеверий и предрассудков, заблуждений и пороков, наиболее распространённых в Вятской пастве. Соответственно характеру и направлению сей части литературного отдела, в ней будут помещены:

а) выписки из творений св. отцов церкви и писателей духовных, особенно имеющие отношение к духовным потребностям Вятской паствы;

б) лучше из поучений и бесед, произнесённых священнослужителями в разных местах епархии, и опыты простых наставлений при разных случаях крестьянам;

в) статьи догматического и нравственного содержания, отличавшиеся простотою, ясностью, основательностью и точностью;

г) советы и наставления священнослужителям относительно того, как они должны действовать в кругу прихожан и преподавать истины веры и нравственности при разных случаях, особенно в храмах Божиих и школах.

2) Исторические и статистические сведения о епархии. Здесь будут помещены:

а) статьи, излагающая или изъясняющие общую историю церкви Вятской и её управления; историю её учреждений и заведений, как то: училищ, монастырей, соборов, крестных ходов и пр., с описанием всех замечательных древностей и памятников церковной жизни вятчан;

б) воспоминание о лицах, оставивших по себе добрую память в народе высокими чертами своего характера, участием в деле народного, особенно духовно-нравственного образования, служением бедному человечеству, и вообще, некрологи или биографии замечательных лиц, особенно священнослужителей В. епархии;

в) сведения о нравственно-религиозном состоянии жителей Вятского края, с указанием мер, которые могли бы быть употреблены для улучшения оного;

г) статьи из общей церковной истории, особенно имеющие какое-либо отношение к состоянию или духу Вятской паствы;

д) известия о замечательнейших в религиозном отношении событиях, особенно в В. епархии.

3) Смесь. В этой части литературного отдела будут печатаемы: краткие назидательные размышления: жития св. в полном их составе или частях; педагогические заметки относительно физического, нравственного и умственного воспитания детей, как в школах, так и в домах родителей, в частности, замечания о воспитании в дух. училищах; общеполезные сведения популярно изложенные по естественным наукам, с целью религиозного назидания; корресп. «Вят. Епарх. Вед.»; указание назидательных и полезных для благочестия книг, с кратким показанием их содержания; обозрение замечательнейших статей в духовных и светских периодических изданиях. Подписка на Епарх. Вед. сделана была обязательной для всех духовных правлений, духовно-учебных заведений, монастырей, соборов и церквей В. епархии.

Заведование общею редакциею «Вятских Епарх. Вед.» поручено было инспектору Вятской семинарии, прот. Игнатию Фармаковскому, под наблюдением ректора оной, архимандрита Дионисия. В случае же болезни прот. Фармаковского, или других каких-либо обстоятельств, могущих отвлечь его от занятий по редакции, обязанности его по оной предоставлено было исполнять постоянным сотрудникам его в издании Епарх. Вед.: прот. Никитникову и прот. А. Попову. Изготовление статей по трём отделам духовно-литературной части Ведомостей и частную редакцию журнала по этим отделам приняли на себя наставники семинарии: проф. – свящ. Н. Попов и Г. Рязанов, учители – Г. Попов, А. Верещагин, свящ. Г. Порфирьев и Н. Кувшинский. Цензура «Вятск. Епарх. Вед.» возложена была на ректора семинарии, архимандрита Дионисия, прот. кафедрального собора А. Шиллегодского и законоучителя гимназии, прот. С. Кашменского.

Ближайшая цель издания «Вятск. Епарх. Вед.», как понятно уже само собою, объясняла редакция, состоит в том, чтобы облегчить официальные отношения епархиального начальства со всеми местами и лицами епархии, пользам которых посвящена служебная деятельность его. Сознавая вполне важность цели, редакция, говорилось далее, не может однако ограничиться ею одною. Издание «Вятск. Епарх. Вед.» имеет значение более обширное – образовать орган христианского просвещения внутри самой епархии. И редакция позволяет себе сказать, что решимость её трудиться в посильном осуществлены этого назначения вызвана настоятельными требованиями времени. – Стремление к грамотности н образованию, заметное между крестьянами всех приходов В. епархии, обязывает местное духовенство подумать о том, чтобы обученным грамоте дать с своей стороны для чтения что-нибудь, соответствующее их потребностям. Книг для народного употребления напечатано, конечно, не мало, но и не настолько много, чтобы они делали излишним всякое доброе слово для народа, особенно слышимое им из родственных уст и приспособленное к нравственно-христианским потребностям его. Поэтому недостающее для нравственно-религиозного образования Вятской паствы редакция и думает восполнять своим добрым словом по мере своих сил и средств, постепенно приготовляя и выпуская статьи, способный назидать её в правилах христианской веры и нравственности. Редакция далее усерднейше просила всех образованных людей В. епархии, особенно священнослужителей её, оказать ей в сем деле своё содействие и помощь своими трудами и надеялась посредством своего и здания ознакомить своих читателей с вопросами – о воспитании, о школах и проч., которые обсуждаются в духовной литературе, а также познакомить их с замечательнейшими явлениями светской литературы, «поколику они так или иначе могут определять деятельность духовенства в кругу его обязанностей». Редакция полагала, что таким образом она успеет и в местном духовенстве усилить и возвысить стремленье к совершенству и одушевить его тем же духом улучшений, каким были проникнуты во все времена важнейшие представители православно-духовной мысли, соединить местное духовенство единомысленным стремленьем – служить церкви Божьей, соответственно её потребностями «Успеет ли, и в какой мере успеет редакция, говорилось в заключены в редакционном сообщены, разрешить свою задачу, это покажет время. Принимаясь за своё дело, редакция может только обещать и обещает посвятить этому делу труд усердный и добросовестный».

«Время показало», что большинству благих намерены редакции суждено было не осуществиться. «В. Е. В.» оказались таким же заурядным, сереньким изданием, как и большинство других Епарх. Ведомостей. Тем не менее, местный орган «Вят. Губ. Вед.» (изд. с 1838 г.) радостно приветствовал появление своего собрата.

Редакторы. Первым редактором «В. Е. В.» был пр. И. Ф. Фармаковский (ум. 6 февр. 1873 г.). Он был родом из Симбирской губ., воспитывался в Казанской дух. семинарии, а закончил образование в 1835 г. в С.-Петербургской дух. ак., после чего был назначен преподавателем в Вятскую дух. сем. Он был, по-видимому, человек большой энергии и инициативы. Это можно судить по плану, который он себе начертал в качестве редактора «Вят. Е. В.», о чем уже говорено было выше, а также из свидетельств его современников. Один из них в надгробной речи так характеризовал его: «Да, ты истинно потрудился. Вся жизнь твоя, можно сказать, прошла в трудах без отдыха; и чем старше ты становился, тем более трудился. Ты давал себе покой только тогда, когда немощи тела удерживали тебя от трудов. И как разнообразны и благоплодны были труды твои! Ты ревностно трудился, как строитель тайн Божиих, как проповедник слова Божья, как пастырь стада Христова; ты был мудрым мужем совета архипастыря церкви Вятской; ты положил начало печатному органу Вятской епархии; ты принимал деятельное участие в просвещении народа; ты с силою и прямодушием, преследуя не свою пользу, а благо вообще, возглашал свои мненья о народных и общественных нуждах среди представителей земли Вятской и о церковных нуждах среди представителей духовенства Вятской епархии; но венцем твоих трудов было воспитание и обучение слову Божию духовного юношества. В многочисленном сонме пастырей церкви Вятской большая часть их – твои ученики. От тебя научившись понимать и изъяснять слово Божье, они сеют его теперь на обширной духовной ниве церкви Вятской. Когда разнесётся весть о твоей кончине, какое великое число священнослужителей, учеников твоих, будут возносить молитвы о тебе пред престолом Божьим. Вот твоя похвала» («Вятск. Е. В.», 1873 г., № 5). Странно, что такой энергичный и деятельный человек, воодушевлённый самыми благими намерениями, скоро по каким то причинам должен был прекратить свою именно редакторскую деятельность.

С № 9 1864 года редактором «В. Е. . В.» является архим. Павел, который с № 15 1866 г. уступил своё место С. Кашменскому, а этот последних архим. Иосифу – с 21 № 1866 г. Частая смена редакторов, по-видимому, способствовала бесцветности епархиального органа. В июне 1871 г. редактирование «В. Е. В.» поручено было прот. Ф. Кибардину, а в январе 1872 г. он был утверждён в этой должности, которую и исполнял до 1892 года включительно. Таким образом, редакция В. епархиального органа находилась в одних руках более 20 лет. Редактором Ф. Кибардиным более других вложено в литературную сокровищницу «Вят. Еп. Вед.». Некоторые из статей, принадлежащих перу Ф. Кибардина, помещённых в разное время в «Епарх. Ведом.» и «Прав. Собес.», указаны в № 11 «Вят. Еп. Вед.» за 1892 г., в статье: «Студенты Казанской духов, академии на службе в Вятской губернии». В конце 1892 г. прот. Ф. Кибардин был уволен по болезни от должности редактора, а 14 января 1893 г. скончался (Подробный некролог его см. «В. Е. В.» 1893г., №4).

С 1893 г. в редактировали «В. Е. В.» произошла та перемена, что были разделены официальная и неофициальная части. Редакция первой была поручена секретарю духовной консистории А. Стратилатову, который остаётся редактором её и до сих пор. Редактирование неофициальной части предоставлено ректору семинарии прот. П. Смирнову, за перемещением его – архим. Алексию, а с № 12 1895 года – прот. А. Израилеву, который состоит редактором «В. Е. В.» и в настоящее время. Кроме того, с 1893 года учреждена должность второго редактора, которую сначала занимал преподаватель семинарии П. Смелков, а с № 9 1899 года – прот. А. Одоев. Новая редакция по-видимому намерена что-то предпринять для оживления своего органа. По крайней мере, «ряд мыслей и воспоминания», предложенных читателям в № 24 «В. Е. В.» за 1900 г. по одному частному случаю, даёт повод так думать. «Следовать в публицистике, говорится здесь, манере древних, т. е. «списывати малую книжицу», которая по «друковании» весит фунт. 20–25 – дело хорошее. Оно говорит о трудолюбии и обстоятельности «списателя» и читателю обеспечивает обширный материал для чтения. Но публицистика едва ли должна отливаться только в такую форму, в форму «малых книжиц». Ведь «малыя книжицы» не легки на подъем. Сколько автор может «списать» их в год? Много, много – две, чаще одну. Примите во внимание необширность и малоподвижность (две тетради в месяц) нашего духовного органа, скопление материала в редакции, дальность расстояний в епархии и медленность почтовых сообщений: и вы поймёте, как мало большая статьи могут выигрывать и в смысле современности и в том, что характеризуется поговоркой – «дорого яичко к красному дню». «Во своё бо время приемлемо коеждо совершается на потребу». Жизнь не ждёт. Как ни вяло течёт она в глухой провинции, все же течёт, выбрасывая зрителю все новые и новые факты, о которых не бесполезно узнать своевременно. Таким образом, мы приходим к тому соображенью, что, рядом с крупными статьями на современные темы, нам нужно развить мелкую корреспонденцию на те же темы. Мелкая корреспонденция и удобоподвижна, и удобовместима в каждой хронике «Епарх. Ведомостей». Справедливость требует сказать, что дело это не так просто, как может показаться с первого раза. Легко иметь дело с выдающимися фактами: они сами бросаются в глаза, корреспонденту остаётся лишь быть фотографически верным действительности. Иное дело, когда жизнь течёт тихо, ровно и буднично, когда интересное в ней залегает глубоко под поверхностью, иногда под покровом интимной тайны. Здесь не довольно иметь глаз и ухо, но и сноровку ими пользоваться, уменье наблюдать, разведать и открыть. Для этого требуется время, труд и упражненье». Это заявление было написано в конце 1900 года – в последнем номере Ведомостей за этот год – и нужно подождать, чтобы видеть плоды усилий редакции оживить свой орган. В разные годы в «В. Е. В.» появилось немало статей. Минуя официальный отдел, из неофициального мы укажем только некоторые, имеющие общий, или исторический интерес.

1. Статьи по всеобщей и русской истории. 1864 г. – «О православии между латышами и эстами в прибалт. губ.», архим. Павел; «Краткие сведения о жизни Марка, митр. Ефесского, защитника православия» (перевод с франц.); «Белое духовенство в России в XII и ХIII веках», свящ. Ф. Кибардин. 1866 г. – «Значение трудов славянских апостолов Кирилла и Мефодия в истории русской церкви»; «О заслугах великого князя Ярослава I для русской церкви». 1867 г. «Заслуга св. Кирилла и Мефодия», П. Романов. 1869 г – «Приём папских послов его святейшеством патриархом Константинопольским»; «Новые епархии, число церквей и монастырей в России». 1870 г. – «Насаждение и утверждение между горскими племенами христианства»; «Богдан Хмельницкий в русской церкви». 1872 г. – «Духовный епархиальный суд в древней России с 1551 года по 1721 год». 1873 г. – «Архиерейские кафедры Всероссийской церкви, в последовательном порядке их учреждения». 1876 г. – «Черногория в религиозном отношении». 1877 г. – «Краткий отчёт истории Сербской церкви», К-н; «Основание самостоятельной Эллинской церкви К-н. 1880 г. – «Список обер-прокуроров Св. Синода с самого учреждения». 1885 г. – «Ко дню тысячелетия кончины св. Мефодия»; «Краткое сказание о житии святых Кирилла и Мефодия»; «Жизнь и подвиги их». 1884 – 1885 г. «Историческое значение св. Кирилла и Мефодия», преп. Челцов.

2. Статьи, относящиеся к истории Вятского края. А. 1863 г. – «Начало христианства в Вятской епархии». 1865 г. – «Вятские архипастыри с 1658 г.»; «Настоятели Вятского Трифоно-Успенского монастыря», пр. Г. Пинегин. 1866 г. – «Настоятели мужских Трифонова и Слободского монастырей»; «Настоятели Орловского мужского и настоятельницы Вятского и Слободского монастырей». 1867г. – «Протоиереи Вятского кафедрального собора», пр. Г. Пинегин; «Об архипастырях Вятских». 1870 г. – «О крестных ходах Вятских», А. И. 1873 г. – «Церкви и приходы Вятской епархии» (по клировым ведомостям 1872 г.). 1874 г. – «Вятка и ее достопримечательности (здесь описаны высочайшие посещения), граф Милородович. 1875 г. – «О чудотворной великорецкой иконе святителя Николая». 1876 г. – «Историческое описание церквей г. Вятки». 1877 г. – «Вятская епархия и Пугачев»; «Епископ Варфоломей Любарский». 1878 г. – «Епископ Лаврентий 2-й Баранович»; «Начало Вятской епархии». 1879 г. – «Временник протоиерея Юферева», «Русские летописцы в Вятке», М. 1881 г. – «Торжество 100-летья Вятской губернии»; «Вятская епархия в начале XVIII в.». 1882 г. – «К биографии первого еп. Александра». 1883 г. – «500-летие великорецкой чудотворной иконы св. Николая в г. Вятке». 1886 г. «Каким путём была препровождена из Вятки в Москву чуд. икона свят. Николая при царе И. В. Грозном», И. Суворов.

3. По расколу Вятского края, вообще о расколе и единоверии. 1865г. – «О богомилах», Еф. Соловьёв. 1867 г. – «Замечания об организации и сношениях раскольничных общин», В. Фармаковский. 1868 г. – «О первоначальном появлении раскола в Вятской епархии», пр. И. Фармаковский. 1869 г. – «Нечто о средствах противу раскола по лжеиерархии австрийской», пр. Ст. Кашменский; «Изображение четвероконечного креста от VII в.», пр. Ст. Кашменский; «Переписка Пафнутия (бывшего лжеепископа Казанского) с Маркеллом Даниловичем Рябовым (бывшем лжесвященником Вятским)», П. Романов. 1870 г. – «Вятская противораскольническая миссия в 1835 г.», И. К – в; «Правила единоверия»; «Учение о церкви Христовой, извлечённое из «Книги о Вере», составленной в 1648 г. при патриархе всероссийском Иосифе», пр. Ст. Кашменский. 1871 г. – «Письмо инока Варнавы к беспоповскому наставнику о том, как греки и прочие восточные христиане смотрят на русских старообрядцев». 1872 г. – «Самонужнейшие для вразумления старообрядцев книги»; «Самые существенные для старообрядцев вопросы»; «Изречения Священного Писания, которые необходимо изучить готовящемуся защищать православие пред мнимыми старообрядцами». 1873 г. – «Исправление церковных книг при патриархе Никоне и, прежде него, при гг. Иосифе», пр. С. Кашменский. 1875 г. – «Жизнь патриарха Никона», пр. С. Кашменский «Исторические сведения о раскольниках Орловского у.». И. К – в: 1879 г. – «Вопрос несносный и убийственный для австрийской секты», пр. С. Кашменский. 1879 – 81 г. – «Об австрийском лже-священстве». 1880 г. – «Раскол в северной полосе глазов. у.». 1886 г. – «Об истинном смысле и значении содержащихся в полемических противораскольничиих соч. прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды». 1894–5 г. – «О сочинениях арх. Павла Прусского и их значении для полемики с расколом». 1898 г. «К глаголемым старообрядцам о догмате и обряде» 1897–8. – «Моя жизнь в расколе», С. А. Наимушина.

4. Об инородцах Вятского края. 1867 г. – «Учёное и миссионер. поручение относительно язычников епархии преп. сем. Г. Филимонову». 1868–9 г. «Сведения о религиозных верованиях горных черемис»; «О религии некрещённых черемис и вотяков Вятской епарх.», А. Филимонов. 1869–70 г. – «О вотском языке». 1896 г. «Были ли в ХVIII в. у вотяков человеч. жертвоприношения», И. Луппов. 1898 г. – «Программа для описания быта инородцев, живущих в В. епархии»: «По поводу языческих жертвоприношений у черемис-христиан». 1896–8 г. – «Очерки из истории христ. среди вотяков», П. Луппов.

5. История дух. учебн. заведений. 1866 г. – «Краткие сведения о первых начальниках и наставниках Вятской дух. сем». 1868 г. «История в-ской дух. сем.», А. Верещагину «Сведения о преобразовании в-ской дух. сем. в 1818 г.». 1869 г. – «Начальники и наставники в-ской дух. сем., с 1819–1830», В. Измаилов. 1894–5 г. – «К 50-лет. глазовского дух. уч.». 1896–8 г. – «Краткий исторический очерк начальной, преимущественно церковной школы на Руси», Н. Полетаев. 1896–8 г. – «К 75-летию яранск. д. уч. Исторический очерк училища с 1822–94 г.», В. Уханов.

6. Статьи разного содержания. 1863 г. – «О грехе»; «О бессмертии души»; «Детство И. Христа»; «Жизнь Св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова»; «Краткие сведения о книгах Сивилл». 1864 г. – «Рождение И. Христа»; «Что значить быть свободным»; «О сынах пророческих»; «Поклоненье волхвов»; 1865 г. – «Бегство в Египет»; «Об одежде древних евреев»; «Нагорная проповедь». 1866 г. – «Качества истинных учеников Христовых»; «Отношение Ветхого Завета к Новому». 1898 г. – «Четыредесятница», «Несколько слов о значении ц. пения и о состояния его на Руси от XVII в. до наших дней»; «Духовный облик митр. Москов. Серия». 1986 – 8 г. – «Из воспоминании паломника в Св. Земле», св. А. Трапицын. 1898 г. – «Основная мысль и краткое содержание покаянного канона», К. Казанский. 1897 г. – «Летосчисление на Руси», П. С.; «К вопросу об учреждения просветительных центров в В. епархии», К. Казанский; «Ответ стужающим и сумнящимся о мощах Св. Димитрия Ростовского», О. А.

К «Вят. Епарх. Вед», имеются указатели: Н. Сергиев, «Указатель статей, помещённых в «В. Е. В.» с 1863–1886 г.» Вятка, 1887 г., и В. Казанский, «Указатель статей, помещ. в неофиц. ч. «В. Е. Вед.» за десятилетие с 1887 г. по 1896 г. включительно», Вятка, 1898.

В. Е-ч


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle